Агитпропработу-на площади и бульвары

План великих хозяйственных и культурных работ требует вовлечения широких масс в строительство. С особой остротой всплывает вопрос о методах мас
совой информации и агитации за активное участие в стройке социалистического государства.
У нас накопился богатейший опыт гражданской войны, когда каждая улица, каждая площадь, каждый
бульвар были превращены в массовые клубы, где была развернута широчайшая информация, где при
менялся ряд разнообразнейших воздействующих средств агитации. Вспомним настенную информацию Роста, световые газеты на площадях, устную информацию, агитбалаганы и т. д.
Мы, конечно, теперь богаче, чем в 1918—19 г.,
мы имеем миллионные тиражи газет, наши клубы выросли количественно и качественно. Но удовлетво
ряет ли нас вся эта работа? Не следует ли в обыкновенной и усложненной форме активно взяться за массовую агитработу вне стен клубов, красных уголков и изб-читален?
Классовый враг зашевелился. Пользуясь временными затруднениями, а главное неосведомленностью широких масс, он ведет подрывную работу в оче
реди, на трамвае, в поезде, на улице и т. д. Как бы хорошо ни работали клубы и красные уголки (а они, кстати сказать, еще далеко несовершенно работают), они в состоянии охватить только часть организованных рабочих и крестьянства.
Нам нужно выйти с агитпропработой на площадь,
на улицу, на бульвар, в трамвай и т. д. Мы должны противопоставить подрывной работе широкую информацию о строительстве и разъяснение причин временных затруднений.
Возьмем, например, такую прекрасную и живую форму информации и агитации, как световая газета. Ее осуществление больших трудностей не предста
вляет. На диапозитивах можно в живой и образной форме освещать вопросы строительства, социалисти
ческого соревнования, сообщать о наиболее важных событиях у нас и за границей, давать информацию кооперативов, советов и пр. Репродукции журналов, фотоснимки и карикатуры будут оживлять сухие места. Этот простейший вид работы несомненно будет привлекать внимание больших групп населения в людных, оживленных частях города.
Демонстрация кино на улице несколько сложнее, но тоже, как показал опыт, вполне осуществима в больших городах и крупных сельских пунктах. Не
приходится доказывать огромное впечатляющее воздействие киножурнала, в котором легко показать раз
вертывающееся строительство, жизнь советского государства, популяризировать научно-просветительные

учреждения. Кое-что делал в этом отношении Наркомфин, и его опыт следует использовать. Огромную роль могут сыграть витрины наших магазинов. Некоторый сдвиг в этом отношении можно было наблю

дать в дни празднования 1 мая 1929 г., когда ряд торговых учреждений оформил витрины не по трафарету, а дал ряд объективных диаграмм, политических карикатур и т. д. Если бы этот опыт был рас

ширен и проводился систематически, то мы имели бы прекрасную форму массовой работы. Каждое окно

магазина должно отражать жизнь и рост своей отрасли хозяйства. Довольно подражания старым приемам торговли, заманивающим покупателя мещанским ши

ком. Наши витрины должны стать агитплакатами, живыми диаграммами и т. д.

Ценной формой явятся также объемные подвижные диаграммы на улицах и площадях, дающие в наглядном виде представление о пятилетке во всех обла

стях строительства. Здесь важно систематическое обновление. Сюда же можно присоединить настенные сводки, вертящиеся транспаранты, обычные транспаранты и т. п. приемы информации.

На ряду с этим перед нами стоит задача окультурить площадь и бульвар, заменить старые развлечения, заимствованные от чуждой, враждебной культуры, более культурными. Попрежнему гадалки, доморо

щенные астрономы с подозрительными телескопами, всякие китайские фокусники и т. п. засоряют все места общественного пользования. А между тем мы уже имеем ценный опыт массовых гуляний, книжных базаров и т. п., где удавалось совместить развлечения с той или иной культурной целью.

У нас практикуются выступления на площадях и бульварах эстрадных коллективов, живых газет, детского театра и т. п. Но все это происходило слу

чайно, и содержание далеко не удовлетворяло. Если насытить все эти зрелищные выступления актуаль

ным политическим содержанием, злободневностью, то эффект несомненно получится значительный.

Вообще трудно перечислить здесь все возможные формы массовой уличной агитации. Важно лишь взять твердую установку на систематическую работу, и несомненно будет изобретено еще много ценных форм.

Организационная работа должна лечь на политпросветы, которые должны сюда привлечь профсоюзы, кооперацию и ряд других организаций, заинтересованных в массовой работе.

Вопрос должен быть сдвинут в ближайшее время, при чем было бы желательно созвать все заинтересованные организации.

Ц. О. »Правда“. М. ВЕПРИНСКИЙ