С. Э. РАДЛОВ

(Режиссер)

☛ИСКУССТВО

Работники искусства и представители общественности поддерживают пред

ложение —
Мысль Т. Вепринского — хорошая мысль, если ее не испортить плохим выполнением. Уличная агитация должна иметь свои особые свойства и законы. Агитировать идущего человека надо решительнее и короче, чем сидящего. Всякая болтливость, в других случаях неуместная, здесь преступна.
Плакаты Вл. Лебедева в «Роста» были хороши, как раз тем, что рассчитывались на мгновенность их восприятия.
Но суть и методы агитации должны быть сегодня совершенно иными и новыми. Надо, чтобы за себя говорил факт, а не наше к нему отношение. Надо, чтобы факты, реальные вещи, мимо которых мы идем, стали бы говоритъ о себе.
Василеостровский район изрыт канализационными работами. Вот тут-то, на самом людном и сейчас неудобном для прохода месте, недурно устроить плакат с цифрами проложен
ной за эти годы бетонной канализации и объяснением, что дореволюционный Петербург имел гнилую деревянную канализацию.
У пятисотого или тысячного дерева, посаженного в городе за год — прибить доску и заодно сравнительную таблицу площади зеленых насаждений сейчас и до революции. Зимой ле
нинградцы с восторгом прыгают в новые закрытые трамваи, вот в таком трамвае не плохо бы вывесить всю его биографию: как он возник, чья конструкция, где и сколько строился, во что обошелся и насколько дешевле предыдущих выпусков.
Переходя от частного к общему это значит, что надо будет учиться агитировать за пятилетку демонстрацией того, что сделано за первый год пятилетки.
Роль искусства в такой агитации? Почетная и трудная. Изобретать такие способы показа, при которых жизнь будет агитировать сама за себя.

М. 3. ЛЕВИН

(Художник)
Мысли, развитые в статье т. Вепринского, верны и своевременны. Нечего скрывать, что при всем внешнем успехе устраивавшихся за все 11 лет в Ленинграде массовых зрелищ,
объяснимом разве лишь актуальностью их тем, эти празднества на три четверти были малоудовлетворительны.
Идея внесения организованности в проведение этих массовых зрелищ зародилась у художественных работников уже давно. Об этом неоднократно подавались соответствующие за
явления в руководящие организации, но, к сожалению, пока что без особого успеха.
Так, еще в прошлом году, группой ленингр. театр. работников был разработан проект организации в Ленинграде массового индустриального театра, как постоянного центра устройства всякого рода массовых зрелищ, с соответственным штабом сценари
стов, режиссеров и художников, которые бы систематически разрабатывали программы массовых празднеств.
Будем надеяться, что поднятая «Ж. И.» кампания явится толчком к скорейшему осуществлению идей и пожеланий, давно волнующих ленинградских массовых работников.
Массовая антирелигиозная постановка 1929 г. (реж. С, Радлов)

М. А. РАФАИЛ

(Заведывающий Культотделом ЛОСПС)
Вопрос о перенесении культурно-политической работы на площади, в рабочие районы, в сады Отдыха, в жакты и т. п. поставлен Культотделом ЛОСПС шестъ недель тому назад. В Ленинграде имеется богатейший опыт устройства массовых праздников в виде музыкальных олимпиад. Мы уже присту
пили к выработке целого ряда мероприятий в этой области. Так, в ближайший воскресный день 21 июля Культотделам Союзов металлистов, текстильщиков и совторгслужащих предложено об
служить собственными силами всех отдыхающих на Елагином острове, куда будут направлены музык. кружки, оркестры, затейники, лекторы и беседчики. Затем Культотделом уже гото
вится массовая инсценировка ко дню празднования 12-летия октябрьской революции, в которой примет участие не менее 150 ленинградских фабрик и заводов.
Опыт обслуживания неорганизованного населения на Елагином острове будет перенесен и в другие парки. Кроме того,
президиум ЛОСПС высказался за необходимость устройства в Ленинграде парка культуры и отдыха с постройкой в нем стадиона для массовых музыкальных праздников. Культотде
лом намечена организация, с будущей осени, постоянного рабочего хора в 1000 чел., для выступлений на праздниках в круп
нейших театрально-концертных помещениях и на стадионах. С осени же будет развернута культработа и в жактах. Культотдел считает необходимой всемерную поддержку в этом деле ор
ганов печати для мобилизации партийной, профессиональной и советской общественности вокруг этих его начинаний.
Вопрос об использовании на площадях световых газет и кино составит предмет особой проработки Культотдела.

ПОД ОТКРЫ☛

Потребность в массовом театре под открытым небом велика. Масса хочет иметь свой революционный театр, где бы она могла быть одним из действующих элементов спектакля.
Мы знаем, что было много попыток создать театр под открытым небом. Вспомним хотя бы об опыте Германии (Мюнхенский Шекспировский и др. театры). Задачей этих театров было наибольшее упрощение постановок. Их попытки, к сожалению, сводились либо к передвижным фургонам, палаткам, либо к речным баржам и баркам.
Разрешая вопрос о театре под открытым небом, нам прежде всего приходится сталкиваться с территориальным планом действия и с вытекающими отсюда построениями в смысле материально-вещественного оформления.
Как оформить площадку, на которой должно развернуться массовое действо? Одни предлагают воздвигнуть грандиозней
шие построения, другие, наоборот, высказы
ваются в пользу некоторой «портативности», предлагая перевозить почти целиком театральные установки из закрытых театров на свежий воздух.
Говорить о том или другом виде театральных установок под открытым небом в ближайшее время нам не приходится, так как мы еще бедны.
Выход может быть только один. Это — использование местных уличных, площадных, фабрично-заводских, портовых сооружений.
В данном случае я имею в виду проект массового театра под открытым небом фабричнозаводского или портового типа. Я взял бы лучше данные фабрично-заводского двора, т.-е. его служебные постройки, подъемный кран, вагонетки, рельсы, фонари и т. п. На этих техни
чески производственных сооружениях я строю массовый театр.