КОНЦЕРТНАЯ АКЭСТРАДА ЗА СЕЗОН

Зимний музыкальный сезон закончился, время — подвести итоги. И это тем более необходимо сделать, что урожай этого года был превосходен и жатва оказалась необыкновенно обильной. Можно с полным основанием сказать, что Ленинград в истекшем сезоне прочно занял позицию музыкальной столицы СССР и одного из крупнейших музыкально-художественных центров Европы. Музыкальный пульс в нашем городе бился в этом году так лихорадочно-учащенно, музыкальные интересы на
столько преобладали в общей художественной жизни Ленинграда, что есть все данные утверждать об огромном показательном значении происходивших здесь музыкальных событий для общего состояния музыкальной культуры в СССР.
Если за последнее время интересы передовой художественной общественности всецело были поглощены последними постановками академических театров („Прыжок через тень“ в Акмалом и „Воццек“ в Большом оперном),— постановками, открывающими новую эру в развитии оперного жанра, — то нельзя все же забывать, что и наша
академическая концертная эстрада проявила в этом году такую интенсивную художественную деятельность, такое огромное напряжение энергии и работоспособности, что несправедливо было бы по миновании сезона умолчать о проделанной акэстрадой в высшей степени ценной работе и не подвести обобщающих итогов.
Акфилармония.
Прежде всего — несколько цифр, убедительно свидетельствующих о размахе концертной деятельности Филармонии в минувшем сезоне, — размахе, превзошедшем
все ожиданию. За этот год в Большом зале Филармонии было организо
вано по абонементной системе 50 симфонических концертов (4 вечерних абонемента по 8 концертов в каждом, 2 бетховенских цикла по 5 концертов и 8 утренников). Сверх того для красноармейских частей, для рабочих, профсоюзных и общественных организаций было устроено
15 бесплатных концертов (из них 3 выездных: в Домпросвет имени Плеханова, на заводы „Красный Путиловец“ и „Красный Треугольник“). Помимо симфонических кон
цертов Филармонией было проведено: в Большом зале — 24 сольных вечера, в которых выступали выдающиеся инстру
менталисты-виртуозы (пианисты Э. Эрдман, С. Фейнберг, Г. Нейгауз, В. Софроницкий, С. Прокофьев, А. Шна
бель, Н. Метнер, А. Боровский, Э. Петри, А. Казелла, скрипачи Альма Мооди, Ян. Кубелик, Ж. Сигети, М. Полякин), и в зале им. Бетховена (бывш. Малый зал) — 21 концерт сольной и камерной музыки при участии русских артистов. (К обзору деятельности Филармонии в области камерной музыки мы вернемся в специальной статье, посвященной итогам камерной концертной продукции за истекший сезон).
За год Филармонией пропущено 156.088 платных посетителей и около 30.000 бесплатных. Абонементы были покрыты: вечерние — на 70% (30% мест было оставлено Филармонией для разовой продажи), бетховенские циклы и утренники — на все 100%. Наименьшей посещаемостью
пользовался зал им. Бетховена (в среднем 100 чел., что составляет около 30%).
Приведенные цифровые данные свидельствуют об огромной организационной работе, проделанной Филар
монией при близком участии заведыв. концертной частью Б. Э. Хаиса, блестяще проведшего абонементную систему, позволившую при максимальном снижении цен поднять
посещаемость плановых вечерних концертов, приблизить их к широким профсоюзным массам и вместе с тем упрочить материальный базис Филармонии, при том настолько, что оказалось возможным организовать 15 бес
платных оркестровых концертов для рабочих и красноармейцев и 8 утренников по минимальной расценке для учащейся молодежи.
Эта административная и хозяйственная политика очень поучительна и заслуживает глубокого сочувствия еще и с той стороны, что, расширяя круг художественной де
ятельности Филармонии в направлении, диктуемом требованиями времени, она вместе с тем открыла возможность концертной продукцию высшей квалификации. Более того: еще ни за один сезон Филармония не дала так много ценного по части программ и исполнителей, как именно тогда, когда она решительно повернулась лицом к массовому слушателю.
Здесь не место, конечно, подробно останавливаться на характеристике продемонстрированных в концертах Филармонии музыкальных произведений и на оценке артистов, выступивших в качестве дирижеров и солистов: это было уже сделано в свое время на страницах нашего журнала. Наша цель — напомнить читателям в кратких чертах главнейшие моменты истекшего сезона.
Прежде всего необходимо констатировать, что, при преимущественной ориентации на западно-европейских исполнителей (что по отношению к дирижерскому искус
ству имеет за собою все основанию), все же не малая работа, и притом значительная по содержанию, выпала и на долю русских артистов. Из дирижеров пред нами прошли: А. К. Глазунов, В. И. Сук, Н. А. Малько (занявший в этом году после ухода М. Г. Климова пост директора Филармонии), В. А. Дранишников, А. В. Гаук, москвич К. С. Сараджев. Программы русских дирижеров принесли много новинок. Так, в двух концертах под упр. К. С. Сараджева мы услышали следующие произведения современных московских композиторов: 6-ю симфонию Мясковского, симфонию Шебалина, „Телескоп“ Половин
кина, „Революционные эпизоды“ Книппера. В концерте, организованном Филармонией по соглашению с ленин
градской Ассоциацией современной музыки (дирижеры— В. А. Дранишников и Н. А. Малько), впервые были исполнены: сюита из балета „Джебелла“ В. Дешевова, балет „La bellôtte Ю. Карновича, романсы с орк. Ю. Тюлина (исп. — А. Батурина), симф. поэма М. Юдина, Классическая сюита А. Пащенко. Дирижер В. А. Дранишников исполнил ряд произведений, представлявших круп
ный интерес новизны: концерт для оркестра Эрнста Кшенека, форт. концерт Тоха (исполн. — Э. Эрдман), концерт для орк. Риети, „Ночи в садах Испанию“ для форт. с орк. Файя (солист — А. Каменский), „Pupazzetti“ и „Giara“
Казелла. Под упр. Н. А. Малько пред нами прозвучали: форт. концерт Кшенека (солистка — М. Юдина), Летняя пастораль Онеггера, симф. поэма „Соловей“ Стравинского, 8-я симфонию Мясковского, Concerto grosso № 8 Корелли в обработке Альчео Тони.
Из русских исполнителей солистов на первом месте должен быть упомянут С. Прокофьев, возвращение кото
торого в СССР после продолжительного заграничного отсутствию составило одно из крупнейших событий музы
кальною сезона. Это дало основание появлению в программах Филармонии большого числа произведений Про
кофьева („Шут“, „Алла и Лоллий“, 3-й форт. концерт в авторском исполнении — в вечере под упр. В. А. Дра
нишникова; увертюра для 17 инструментов, Классическая симфонию, сюита из оперы „Любовь к трем апельсинам“, 2-й форт. концерт — также в интерпретацию автора — в вечере под упр. Н. А. Малько). Сольные форт. компози
цию Прокофьева (в том числе впервые исполнявшаяся транскрипцию шубертовских вальсов для двух роялей) составили обширную программу двух авторских выступлений. Независимо от того в плановых концертах Фи
лармонию были исполнены: В. А. Дранишниковым — 1-й форт. концерт (солист — А. Каменский) и дважды — сюита „Алла и Лоллий“, Н. А. Малько — Классическая симфонию, в одном из вечеров под упр. К. С. Сараджева — 3-й форт. концерт (солист — С. Фейнберг).
В ряду выдающихся современных русских артистов, выступавших на эстраде Филармонию, тотчас же после Прокофьева следует отметить Н. Метнера, исполнившею
Н. А. Малько