Орабочение театра

Катастрофическое положение провинциального театра, в смысле идейного убожества, устарелости репертуара и совершенной неприемлемости его для советского зрителя—обра
тило на себя внимание центра. Главполитпросвет решил энергично повести кампанию за приближение театра к массам и предложил всем областным и губернским политпросветам принять меры к изменению репертуара в сторону, удовлетворяющую идеологическим запросам нового потребителя искусства. С этой целью к контролю над репертуаром будут привлечены сами трудящиеся, которых призван обслуживать советский театр. В репертуар
ные комиссии будут введены рабочие от станка и представители профсоюзов, показанные же пьесы станут подвергаться оценке на общих собраниях рабочих.
Это решительное начинание Главполитпросвета можно лишь приветствовать, как большой шаг вперед в деле орабочения театра и введения его в круг близких и непосредственных интересов трудящихся.
До сих пор дело ведь обстояло иначе. За немногими единичными исключениями театр был для рабочих чем-то чужим, чем-то преподносимым извне. Он работал по своим соб
ственным самостийным заданиям, часто очень отвлеченным, теоретическим, эстетским и оторванным от современной жизни с ее новым социальным смыслом. И это еще в лучшем случае. В огромном же большинстве театральных предприятий дело откровенно базируется на кассе, что ведет к хищнической эксплоатации потребности масс в театре, беспардонной халтуре и явной недобросовестности.
С введением театра в орбиту активного влияния рабочего зрителя такое положение вещей должно, конечно, круто измениться, как это ни неприятно, быть может, старым ра
ботникам сцены, сохранившим еще дореволюционное сознание во всей своей нетронутости и претендующим на автономность своего искусства (отрыжка жречества). Пора однако понять, что рабочий зритель на 8-м году пролетарской революции не может уже больше оставаться пассивным созерцателем проходящих пред ним художественных явлений, выросших на чуждой классовой почве и все более вырождающихся, вследствие оторванности
от производящей среды, в уродливые формы. Рабочий зритель хочет действенно вмешаться
в художественное производство, хочет подчинить его своими заданиям и требованиям. И он не только этого хочет, но и достигнет своей цели. Искусство или будет орабочено, или оно умрет.
Нужно твердо помнить, что в СССР театр, пропитанный насквозь буржуазной идеологией, развиваться и жить, как действенный культурный фактор, не может. Театр Красного Октября, театр, базирующийся на новом классовом фундаменте,—вот к чему стремятся мо
лодые творческие силы, сознающие кровную свою связь с пролетариатом. В тесной смычке с рабочими и крестьянами они почерпнут энергию для создания искусства, которое как в зеркале отразит идеологию, жизнь и быт миллионов трудящихся. Только такое искусство
получит широкое признание со стороны городского пролетариата и крестьянства и будет названо ими своим.
С этой точки зрения шаг, сделанный Главполитпросветом в сторону приближения театра к массам, является новым и вполне последовательным звеном в общем плане советской художественной политики, имеющей целью всемерное содействие строительству пролетар
ской культуры. Все художественное производство должно ориентироваться на рабочего и
крестьянина. Оно должен стать их любимым детищем, перестав быть полубарской затеей.