профессиональному театру, с политикой компромиссов, эстетизма и академизма. Всесоюзный слет трамов должен принести победу революционной линии трамовского движения.

Он должен обеспечить плановое руководство всему широкому движению массовых театров рабочей молодежи.

Он должен привлечь к работе трамов еще большее внимание комсомольской, партийной и советской общественности и тем обеспечить еще большую связь театров рабочей молодежи с классом, их породившим. Он должен подвести твердую материаль

ную базу под самое существование трамов в центре и на местах. То недопустимое положение, при кото

ром местные самодеятельные трам-кружки и трамядра существуют порою чуть ли не в порядке случайной инициативы, без средств и без помощи, должно быть ликвидировано. Местные трам-кружки должны

быть признаны как, ценнейший фактор самодеятельного клубного театрального движения. Ликвидиро

вано должно быть и то положение, при котором центральные трамы, среди них такой театр, как ленинградский Трам, принуждены биться в тисках величайшей материальной скудости. Если какие-либо из средств, отпускаемых государством на искусство, могут прямо непосредственно содействовать социа

листическому строительству, то в первую очередь именно средства, отдаваемые трамам. Это должно быть учтено при перераспределении театральных бюджетов. Трамы должны быть поставлены на крепкие ноги.

Ради всех этих огромных заданий собирается всесоюзная конференция трамов. Ее успех обозначит значительнейшую веху в строительстве социалистического театра.

ΤΡΑΜ — на аванпостах революционного театра ТРАМОВЦЫ—в авангарде социалистического искусства

ОПЫТ III ОЛИМПИАДЫ

Говорить подробно о значении, какое имеют массовые музыкальные празднества, сейчас уже нет особой надобности: ценность их и та роль, которую они играют в деле пропаганды музыкаль
ной культуры и вовлечения масс в самодеятельную музыкальную работу,—давно уже осознаны как широкими слоями рабочей общественности, так и музыкантами-профессионалами. Об этом неоднократно говорилось и в прессе и на разного рода совещаниях.
Это констатировала и 1-я Всероссийская Музыкальная Конференция.
Сейчас хотелось бы только, после закончившейся 3-й Олимпиады, вкратце подытожить имеющийся уже солидный опыт и вы
сказать несколько соображений о планомерной работе подготовки таких празднеств в будущем.
Небольшой исторический экскурс кажется здесь не лишним. Не многие, вероятно, знают, что грандиозные по своим масштабам празднества 1-ой, 2-ой и 3-ей Олимпиады явились лишь логи
ческим продолжением той линии, которая была взята в области самодеятельной музыкальной работы еще в 1919 г.; именно с этого года начались общегородские объединения рабочих хоров и орке
стров, выступления которых происходили в различных местах (Нардом, Гостеатр оперы и балета, б. Зимний дворец, Большой зал Консерватории) и бывали приурочены к различным революци
онным датам, торжественным собраниям (открытие Съездов Сове
тов) или юбилеям (5-летие музыкальной самодеятельной работы в 1923 году).
Для того, чтобы наладить такую работу, необходимы были огромные и напряженные усилия. Здесь энтузиазм и любовь к де
лу со стороны самих кружков имели решающее значение. Но не менее ценным и важным было то обстоятельство, что таким же энтузиазмом был охвачен и руководительский состав, при акти
вном участии которого только и можно было создать это теперь уже прочно налаженное дело.
Это именно при их участии была создана постоянно действующая методическая комиссия, на обязанности которой лежала и лежит выработка планов и программ каждого музыкального массо
вого празднества (наряду с разработкой методики повседневной работы на местах), составление списков рекомендованной литературы и т. п. Каждому музыкальному массовому празднику предшествует несколько общих собраний руководителей, где выраба
тывается и утверждается общий план, избирается „штаб руководства“ (организационная и художественная комиссия) и т. п.
Короче говоря, работа руководительского состава такова, что значение и ценность ее для проведения массовых празднеств нельзя преуменьшить. При этом необходимо принять во внимание, что работы руководителей на местах еще и до сих пор протекают, к сожалению, в далеко не благоприятных условиях и, таким образом, приходится преодолевать ряд препятствий, преодолевать которые возможно только при той любви и преданности делу, которыми обладает в полной мере наш руководительский состав.
Таким образом путем накопления опыта, при активности тысяч участников и настойчивой энергичной работе руководитель
ского состава, мы могли достигнуть того результата, который сказался в ряде празднеств последних лет, в частности - в только что проведенной 3-ей Музыкальной Олимпиаде.
Однако никак нельзя утверждать, что все уже завершено. Необходимо дальнейшее усовершенствование нашего дела и внесение в него ряда коррективов.
К мероприятиям, которые нужно осуществить в ближайшем будущем, надо отнести:
1) Обновление и осовременение репертуара путем привлечения к созиданию его композиторов и литераторов, в частности и в особенности из молодых кадров (желательна организация ассо
циации работников, творчески содействующих музыкальному самодеятельному искусству).
2) Рассмотрение и утверждение программ будущих Олимпиад с участием представителей общественности, музыкальных деятелей, прессы, профсоюзного актива; такое широкое совещание должно рассматривать и вопросы форм проведения массовых музыкальных празднеств.
3) Создание массовых революционно-бытовых песен (путем заблаговременного объявления конкурса) для вовлечения в пение широчайших масс слушателей.
4) Заблаговременное (примерно за шесть месяцев) изготовление и раздачу литературы (в партитурах, в голосовых и оркестро
вых партиях), а также рассылку на места методических писем по разработке репертуара.
И, наконец,—как чрезвычайно важное, но и трудное пока еще мероприятие—
5) Такое оборудование места, где устраиваются массовые музыкальные празднества, чтобы могли быть обеспечены благоприятные акустические условия.
Это настоятельно необходимое мероприятие имеет тем более значение, что в настоящих условиях выступлений терпят огром
ный ущерб такие важные и мощные группы исполнителей, как оркестры щипковых инструментов (народные — великорусские и неаполитанские), проводящие такую же исключительную работу по подготовке, как и все другие группы, и по своему исполни
тельскому уровню имеющие такое же право на внимание к себе, как и другие коллективы.
Еще и еще раз в заключение необходимо подчеркнуть, что нормальное развитие музыкальной самодеятельной работы в целом
и, в частности, массовых музыкальных празднеств возможно лишь при том условии, если будет создана нормальная обстановка на местах.
Совершенно неотложная задача — разгрузка кружков от непосильных по количеству выступлений, обеспечение всем необходимым для работы и более бережное отношение к руководительскому составу, который ведет эту почетную и ответственную работу.
И. НЕМЦЕВ