ПРИВЕТ ТЕАТРУ

КАБУКИ

Настоящий номер редакция «Жизни Искусства» посвящает японскому национальному театру Кабуки, который так сочувственно отосмолся на приглашение Всесоюзного Общества культурной связи с заграницей и теперь демонстрирует в наших столицах свое высокое и неповторимое мастерство.
Искусство Кабуки существует в Японии уже сотни лет. Оно успело создать там как богатей
ший репертуар, так и совершенную технику сценического воплощения. Оно является в на
стоящее время живым носителем едва ли не старейших в мире театральных традиций, не те
ряющих до сего дня ни свежести и остроты своих художественных приемов, ни богатства и яркости своих выразительных средств.
За сотни лет своего существования Кабуки ни разу не покидал японской почвы, с одной сто
роны, потому, что только на ней он чувствовал себя в естественном окружении, с другой сто
роны, потому, что театральная Европа, вслед за Европой политической, смотрела на японскую национальную культуру, а вместе с тем и на японский национальный театр, только как на за
бавную экзотическую игрушку, только как на не доросшую до «истинной» цивилизации утеху восточных «варваров».
Наше отношение к театру Кабуки принципиально исключает подобное «цивилизованное
высокомерие. Театр Кабуки ценен для нас прежде всего, как самобытное, своеобразное культурное явление, в котором, как в некоем
фокусе, собраны характерные и отличительные черты целой исторической эпохи в жизни япон
ского народа. Поскольку культурная политика нашего Союза строится на внимательном сбережении и всемерном развитии культурного до
стояния сотен населяющих его племен и народов, постольку мы с не меньшим вниманием и уваже
нием относимся к культурным ценностям И других народностей, созданных упорным трудом не
скольких поколений на протяжении не одной
сотни лет.
Мы связаны с Востоком тысячами разнообразных и крепких нитей. Со многими странами и народами Востока Советский Союз соединен на
дежными узами взаимной дружбы и взаимного понимания. Поэтому всему, что может предложить нам Восток из сокровищницы своих неис
числимых культурных богатств, обеспечен у нас дружественный и сердечный прием. В этой со
кровищнице культурных ценностей Востока одно из первых мест занимает японский нацио
нальный театр Кабуки. И, конечно, у нас,—как в Москве, так и в Ленинграде,—его ждет бес
спорное понимание, высокое уважение к его искусству, полный успех и самая искренняя оценка.
Советский театральный зритель — это, как известно, самый строгий и беспристрастный судья из всех зрителей мира, потому что и советское театральное искусство по общему признанию, богаче по формам, глубже по содержа
нию, выше по своему мастерству и техническим достижениям, чем искусство Европы и Америки.
Таким образом и театр Кабуки, расставшись на короткий срок со своим родным зрителем, найдет здесь у нас достойных себе ценителей. Га
строли его в крупнейших театральных центрах СССР явятся в результате этого подлинным культурно-историческим событием в жизни обоих народов, событием, которе в еще большей степени укрепит их дружбу и добрососедские связи, обеспечиваемые в международных отно
шениях не только дипломатическими договорами, но и взаимным пониманием, культурным сотруд
ничеством и деятельным обменом достижениями науки, искусства, литературы и техники.