Театральная политика
Репертуар.
Есть или нет у нас театральной политики, хотя бы в смысле руководства репертуаром? Вот-вопрос, кото
рым одновременно заинтересовались два достаточно авторитетных товарища: Р. А. Пельше (председатель Главреперткома) и А. В. Луначарский - в главполитпросветском органе „Советское Искусство .
— Театральной политики у нас нет,—скромно признается в № 1-м авторитетный тов. Пельше, и мы уже склонны были ему поверить.
— Напрасно, театральная политика у нас есть,— решительно поправляет его в № 3-м не менее автори
тетный т. Луначарский, и мы уже не знаем теперь, которому верить.
Послушаем обоих товарищей.
— „Репертуар, — свидетельствует т. Пельше, — есть сердце театра. Вез репертуара, без пьесы — нет театра, есть только помещение, здание, стены. Театр должен был бы быть одним из самых могущественных орудий переустройства человеческого общества, но для этого он должен иметь соответствующий репертуар. К сожалению, революция еще не успела создать почти ни одной пьесы, достойной эпохи. Революция еще ждет своего Шекспира .
А вместо с революцией „ждет“ и т. Пельше.
Тов. Луначарский, наоборот, не ждет, ибо и ждать ему собственно нечего.
— „Политика, — говорит он, — в театре есть. Нужно только проводить ее без уклона в правые и левые ереси“. „Репертуар растет на наших глазах . „Надеюсь, что никаких разногласий между Наркомпросом и новым его авторитетным сотрудником тов. Пельше не существует (стр. 5, 6 и 7 „С. И. № 3). Dixi.
В дальнейшем оказывается, что театральная политика какая-то у нас несомненно есть, но виноват во
всем Главрепертком, который слишком сердито режет правые пьесы.
„В самом деле, в то время как у руководителей Наркомпроса не было никаких сомнений в области
политики и линия проводилась без односторонности и жесткости, — нельзя сказать того же о подведомственном Наркомпросу Главрепорткоме .
„Наркомпросу — оказывается — приходилось неоднократно вмешиваться в работу Реперткома, который вступил на путь запрещения всего, к чему только вообще можно было придраться. Лишь постепенно Репертком более или менее излечился от цензурного восторга, в которой он впал, и надо думать, что под руководством новых лиц окончательно от него излечится („Сов. Иск. № 3)...
И т. д., и т. д.
У нас нет еще определенных данных, дабы судить о том, „излечился или не „излечился окончательно Главрепертком от „цензурного восторга (наше личное мнение здесь такое, что и „лечиться ему рановато),
но думаем, все же, что некоторые надежды на „излечение он подает.
Так, в № 4—5 „Сов. Искусства появилась уже минорная статья т. Пельше, где столько говорится о заслугах т. Луначарского в области насаждения истинно
марксистской критики, что, думается, автору „Медвежьей свадьбы вряд ли предстоит прибегнуть еще раз когда к отечески-красноречивому „надеюсь .
Это — во-первых.
А во-вторых: какого еще доказательства тенденции Главреперткома к „поумнению нужно, когда весь наличный репертуар театров об этой тенденции кричит!
В Москве — буквально все заборы, вплоть до крыш трамваев, „Заговором императрицы засижены, и даже там, где бы пустое место оставалось, даже там назой
ливое „Ой, не ходы, Грицю, та на заговор императрицю торчит.
В Ленинграде... — мы берем наугад репертуарное приложение к любому из последних номеров, и читаем:
1. „Фишль Первый . — Действующие лица: граф Отто Брагсдорф, Люйтпольд Хютенберг миллиардер, Губерт лейтенант...
2. „Августейшая авантюристка . — Действующие лица: великая княгиня София, князь Гром-Трубчевский
дипломат, граф Белополый флигель-адъютант, великий князь Кирилл...
3. „Баядерка . — Действующие лица: принц Раджами из Лагора, маркиз Наполеон сен-Клош, граф... адъютант... министр...
4. „Веселая вдова . — Действующие лица: барон Мирко Чето посол в Париже, граф... виконт...
5. „Сильва . — Действующие лица: князь Леопольд Воляпюк, граф Бони Кониславу, графиня Стасси, Граве дипломат,..
6. „Марица . — Действующие лица: князь Мориц Драгомир Популеску, барон Коломна Зупан, граф Гессилло, князь... княгиня...
7. „Коломбина . — Действующие лица: — графиня Коллет Плантрос, маркиз Филипп, Октав Депорей лейтенант, Пикадор друг маркиза...
8. „Екатерина II . — Действующие лица: Екатерина II, Потемкин, Нарышкин, граф.., фрейлина... турецкий посол... английский посол... князь... граф...
9. „Принцесса О-ля-ля“. — Действующие лица: князь... князь... княгиня... принц... посланник,., князь...
10. „Сиятельный парикмахер . — Действующие лица: граф Биберсбих, Эльфира его жена, Ганс Иоахим их сын, фон-Шметлитс, фон-Кнейзенау, фон...
Нужно ли выписывать дальше? Право же, бумаги жаль!...
Все это — из одного только номера. Притом — по порядку...
Пока там важные товарищи между собой тихо беседуют... — есть или нет у нас театральной политики,
ждать ли нам т. Шекспира или он уже пришел... — тем временем жизнь уже разрешила этот академический вопрос с достаточной ясностью.
Да, от каких-то там „уклонов Главреперткома мы, славу богу, „излечиваемся ; какая-то политика в театре кем-то, слава богу, ведется. Если же репертуар наш, как будто, идет нс в направлении ожиданий т. Пельше, то, ведь, не забывайте, что на летнее время все Шекспиры по театрам отменяются. Н. ЧУЖАК.
Приветствуем Всесоюзную Академию Наук с 200-летием ее существования.