ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА во ФРАНКФУРТЕ на МАЙНЕ

(От нашего корреспондента).
Франкфуртская Интернациональная музыкальная выставка представляет, несомненно, исключительное явление не только европейского масштаба... Обилие замечательных экспонатов, широкий, исчерпывающий тему размах выставки и, наконец, высокие качества систематизации и общей техники придают франкфуртским торжествам мировое значение.
„Музыка в жизни народов“ — таково общее задание выставки. Ее эмблему изображает всюду красующаюся посмертная маска Бетховена.
Кроме больших зданий, в которых расположены павильоны с экспонатами, выставка разбросалась вглубь специально отстроенными театральными залами, в которых попеременно демонстрируется музыкальная жизнь всех народов. Таковы, например: большой двухсветный зал Иоганна Себастьяна Баха, вмещающий свыше двух тысяч человек; зал Гайдна, зал Бетховена, поражающий удачным сочетанием темного дерева и светло-голубого мрамора, наконец, белый зал Моцарта.
В большом парке выставки (в официальной программе он называется „парком удовольствие“) изрядное
количество ресторанов, кафе и киосков; тут и „саксофонзал для танцев, деревня негров, баварская кофейня, „луна-парк“ со всевозможными развлечениями и т. д.
Выставка начинается рядом исторических музыкальных комнат от средних веков до сегодняшнего дня; каж
дая из них представлена со всеми особенностями не только музыкальных. инструментов, но и с типичными чертами этнографии и быта эпохи. Комната средних веков: перво
бытный орган (коллекция Лейпцига), старинные арфы, скрипки; в витринах — учебные ноты в пергаментных свитках и знаменитые записи мейстерзингеров города Нердлингена (1513 г.). Немецкий ренессанс: цитры, органы, ги
тары (5, 6 и 23 струны), флейты, фаготы, относящиеся
к началу 17 в. Итальянский ренессанс, немецкое барокко, регентство 1720 года, рококо, 1790 и 1820 годы, комната Шумана (коллекция музыкальных инструментов Шумана, его дипломы, записи и вещи обихода) — все это сменяет друг друга в длинной веренице комнат, полных заботливой старины и редкости, и оканчивается, наконец, совре
менной музыкальной обстановкой (1927 год): рояль Манда, мебель шпренгера, ноты Апельта, ковры и гобелены
Гекке. Комната сегодняшнего дня отличается простором, обширным светом и дорого-стоющей простотой.
Музыкально-исторический отдел начинается обзором церковной музыки: первобытные „страсти“ и мессы (ори
гиналы Орландо ди Лассо, Палестрина, Германа Шейна), оратории (оригиналы Баха, Мендельсона-Бартольди, Шу
мана, Гайдна, Моцарта, Листа, Бетховена и др.), русские церковные ноты (пергамент), римские хоралы. Далее: зал первых сонат и сюит, зал редкой коллекции всевозможнейших роялей и пианино, комнаты церковного пения (очень интересны еврейские папирусы), светской песни.
Очень полно представлена опера: история возникновения и постепенное развитие (оригиналы партитур „Оберона“ Вебера, „Свадьбы Фигаро“ Моцарта, „Армиды“ Гайдна, „Тангейзера“ Вагнера).
Жизнь и творчество Бетховена представлены в богатейшем собрании его оригиналов, записей первых твореиий, инструментов и пр.
Этнографический отдел включает исключительную по богатству коллекцию первобытнейших музыкальных ин
струментов, начиная с экзотической музыки (особенно интересны экспонаты индийские и китайские).
Европейские страны представлены в отдельных комнатах: Венгрия (Лист- его рояли, оригиналы, ноты, пись
ма и пр.), Австрия (Глюк, Вагнер, Шуберт, Шуман, Брамс и... Легар), Италия (Беллини, Верди, Россини), Франция (Дебюсси, Моцарт, Бизе, Масснэ, Сен-Санс), в павильоне которой публика особенно обступает витрину с оригиналом „Розамунды“ Шуберта, Чехо-Словакия (Сметана, Дворжак), Бельгия (Гретри, Франк), Польша (Шопен), Швейцария, Голландия и, наконец, СССР.
Павильон двадцать седьмой, занимаемый нашим отделом, довольно обширный и светлый — полон постоянно посетителями выставки.
Представитель о-ва культурной связи с заграницей тов. И. Д. Рензин любовно водит меня по отделу.
Вначале представлена Белорусская Республика: на стенах снимки народных музыкальных сцен, большое ма
сляное полотно с изображением быта белоруссов; в вит
ринах народные инструменты. Туркменистан и Узбекистан показывают свои зурны, карпай, киргизскую думбру и пр. Татреспублика фигурирует своей первой оперой „Санья“ (музыка Габьяши и Амнухамедова), впервые по
ставленной 25 июня 1925 года, в день 5-летия Татреспублики: тут оригиналы партитур, либретто и пр.
Кавказ. Народные инструменты: исманга, сае, домры, барабаны. В больших витринах расставлены издания на
родных песен Киргизии, башкир, крымских татар, мусульман, терских казаков, чеченцев и др.
Обширно представлена Украина: снимки ансамбля украинской народной музыки, капеллы кобзарей, Думки; под стеклом: кобзы, торбаны, деревянные цымбалы, лиры, сопилки, бубны. В золоченой раме висит „Казак Мамай“
из киевского Всеукраинского музея. Ряд диаграмм показывает этапы музыкального развития УССР. Украинская
Академия Наук, Этнографическое Общество показывают очень опрятно изданные труды: народные песни в обработке Квитко, произведения Лысенко, Леси Украинки, Верховецкого; журнал „Музыка“. Обширно представлена работа НКО под лозунгом „Музыка — в массы . Большое место уделено оперным театрам на Украине.
И, наконец, РСФСР. На первом месте издания Гиза по вопросам музыки; отдельно помещены снимки происходившего недавно в Москве конкурса гармонистов, снимки московского оркестра беспризорных, которые вызывают огромный интерес у публики. Далее расположены народ
ные инструменты: гусли, лиры, дуды, пузыри, балалайки, домры, гармоники, квартет домбровых инструментов (со
временной конструкции проф. Любимова). Эти экспонаты
выставлены, между прочим, музеем народоведения, бахрушинским театральным музеем и производственным отделом МОНО. Московская консерватория, праздновавшая недавно 60-летие своего существования, представлена обширно в фото - снимках, диаграммах работ учащихся (анализы различных музыкальных тем).
Молодые советские композиторы демонстрируют свои печатные труды (Мосолов, 4 пьесы Оборина, квартет Ширинского, Шостакович, Половинкин, революционные мотивы Давиденко, Чембарджи, М. Лазарев, Гантшер, Браук). Отдельное место занимает московская опера (постановки „Любовь к трем апельсинам“ и „Борис Годунов“); полно показана работа „Персифанса“. Специальное место уделено бетховенским торже
ствам. На днях ожидается еще ряд новых наших экспонатов.
Немецкая пресса дала очень лестный отзыв о нашем отделе, указав, что в советском отделе показана современная Россия, у которой впереди огромное будущее.
Почти ежедневно на территории выставки происходят т. н. „музыкальные празднества“: все страны показы
вают свои достижения в области музыки. До сих пор прошли: концерты органистов Зиммермахера, Бахема, Вальтера Гартунга, А. Ситтарда, Брайтенштейна; кон
церты знаменитой сикстинской капеллы под управлением Перози, венской филармонии п. у. Клеменса Крауса, симфонической музыки с дирижером Фуртвенглером, Гар
мати, Шерхен и Штрарамом. В специальных вечерах еврейской музыки выступали: приезжавший из Америки скрипач Миша Эльман, мюнхенский хор мальчиков и др. Англия делегировала оркестр королевской оперы с ди
рижером Пауль Керби; недавно закончились выступления балета и оркестра парижской оперы под управлением Филиппа Гобер. Прошли выступления интернациональных знаменитостей: инструменталистов (Альфр. Корто, Жака Тибо, Фельдкамфа, Ситтард), дирижеров (Лимперт, Альвин Вайлерт), камерных исполнителей (Нелли Фукс) и пр., а впереди еще много нового, в том числе музыкальное выступление нашего СССР. БОР. ЧАЦКИЙ