АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ

МОЙ ПУТЬ

Я
ВЫРОС на степном хуторе верстах в девяноста от Самары. Мать моя, Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, внучка Ни
колая Ивановича Тургенева, ушла
от моего отца, беременная мною. Ее второй муж, мой вотчим, Алексей Аполлонович Востром, был в то время членом земской управы в г. Николаевске — ныне Пугачёвск.
Самарское общество 80-х годов, — до того времени, когда в Самаре по
явились сосланные марксисты, — представляло одну из самых угнетающих картин человеческого свинства. Богатые купцы-мукомолы, куп
пы-скупщнки дворянских имений, изнывающие от безделья и скуки, разоряющиеся дворяне-«степняки» л — общий фон — мещане, так ярко н о такой ненавистью изображённые Горьким
Люди сливались и свинелн в этом страшном, пыльном, некрасивом го
роде, окружённом мещанскими свободами.
Моя мать была образованным для того времени человеком и писательницей (ею написаны роман «Неугомонное сердце», две повести «Захолустье» и ряд детских книг, из ко
торых наиболее нодулярной была «Подружка»). II вот, когда в Самаре
появился мелкопоместный помещик Алексей Аполлонович Востром, мо
лодой красавец, либерал, читатель книг, человек с «запросами», — перед моей матерью встал вопрос жизни и смерти: разлагаться в овином болоте или уйти к высокой, чистой жизни. И она ушла, унося меня в себе, к новому мужу, к новой жизни...
Алексей Аполлонович не мог ужиться оо степными помещиками В Николаешске, не был переизбран в управу и переехал на свой хутор s Со сновку. Там прошло моё детство.
Сад. Пруды, окружённые вётлами я еаросшие камышом. Степная ре
зонна Чагра. Товарищи — дерешенокяе ребята. Ковыльные степи, где
лишь курганы нарушали однообраз
ную линию горизонта... Смены времен года, как огромные и всегда новые события. Все это, и в особен
ности то, что я рос один, развивало мою мечтательность.
Когда наступала зпма н оад н дом заваливала снегами, по ночам раздавался во.1чий вой, н выли от
ужаса собаки. Когда ветер начинал свои песни в печных трубах, — в столовой, бедно обставленной ошту
катуренной комнате, зажигалась ви
сячая лампа над круглым столом, и вотчим обычно читал вслух во многий раз Некрасова, Льва Толстого, Тургенева или что-либо из свежей книжки «Вестника Европы».
Детских книг я почти не читал,— Должно быть, у меня их и не было
Любимым писателем был Тургенев. Я начал его слушать в зимние вечера, лет семи. Потом — Лев Толстой, Некрасов, Пушкин.
Лет с десяти я начал много читать всё те1 же классиков. А года через три, когда меня с трудом (как как на вступительных экзаменах я получил почти круглую двойку) поместили в Сызралское реальное училище, я добрался в город
ской библиотеке до Жюля-Верна, Фенттмора Купера, Майн-Ряда н глотал нх о упоением.
До поступления в реальное училище я учился дома.
В одну из зим — мне было тогда лет десять — матушка посоветова
ла мне написать рассказ. Она очень хотела, чтобы я стал писателем. Много вечеров я корпел над при
ключениями мальчика Стёпки. Из этого моего рассказа я ничего не помню, кроме того, что при описании лунной ночи отважился на им
прессионистический приём, указав, что снег блестел, как бриллианто
вый... Должно быть, рассказ про Стёпку вышел неудачным, — ма
тушка меня больше не принуждала к творчеству.
До тринадцати лет я жил созерцательно-мечтательной жизнью. Наиболее глубокое впечатление, живущее во мне по сей день, оставили три голодных года — с 1891 по 1893 год. Земля тогда лежала рас
трескавшаяся, зелень преждеврэмеяно увядала и облетала. Поля стояли жёлтыми, сожжёнными. Го
ризонт окружал тусклый вал мглы, сжигавший всё. В деревнях крыши кэб были оголены, — солому с них скормили скотине.
Имение вотчима в эти годы едва уцелело, но через несколько лет ему всё же пришлось его продать...
Покинув в 1897 году Сосновку, мы переехали в Самару в собствен
ный дом на Саратовской улице, купленный вотчимом на остатки от уплаты долгов по закладным и векселям. Окончив в Самаре в 1901 го
ду реальное училище, я поехал в Петербург, где, одав конкурсный экзамен, поступил на механическое отделение Технологического института.
Первые литературные опыты я ответу к 16-летнему возрасту. Это были стихи-перепевы из Некрасова и Надсона. Не могу вспомнить, что меня побуждало к их писанию, — должно быть беспредметная мечта
тельность, не находившая форм. Стишки были серые, и я скоро бросил корпеть над ними... Но всё же меня снова и снова тянуло к како
му-то неоформленному ещё процессу созидания. Я любил тетради, чернила, перо... Будучи студентом, я неоднократно возвращался к опытам писания, но это было начало чегото, не могущего ни оформиться, ни
авершиться.
Жил я обычной студенческой жизнью. Участвовал в студенческих волнениях и забастовках, состоял в социал-демократической фракции. Во время демонстрации у Казанского собора в 1903 г. едва не был убит брошенным булыжником, — спасла меня книга, засунутая на груди за шинель. Когда в 1905 году были закрыты высшие учебные заведения, я уехал в Дрезден, где пробыл один год в политехникуме. Там снова на
чал писать стихи — революционные (какие писали тогда Тан-Богораз и даже молодой Бальмонт) и лирические. Вернувшись в Самару, я по
казал их матери, она с грустью сказала, что всё это очень серо. Тетради этой не сохранилось.
Каждой эпохе соответствует своя форма, в которую укладываются ду
На-днях общественность страны отметила 60-летие виднейшего деятеля советской литературы лауреата Сталинской премии академика Алексея Николаевича Толстого.
Ниже мы печатаем автобиографический очерк писа
теля.
мы, ощущения и страсти. Этой новой формы у меня не было, создать её я ещё не умел, да и не мог.
Летом 1906 года, после смерти моей матери, я уехал в Петербург, чтобы продолжать учение в Техно
логическом институте. Начиналась эпоха реакции и с нею вместе на сцену к огням рампы вышли символисты. С их творчеством — Вяче
слава Иванова, Бальмонта, Белого — меня познакомил служивший в одном из министерств чудак и фанта
зёр Константин Сергеевич Фан-дср- Флит. Читая мне у себя в мансарде стихи символистов, он говорил о них с неподражаемым жаром фантазии.
«Слово и дело». Во всём блеске, во всей гениальной силе раскрылись передо мной сокровища русского языка. Я, наконец, понял тайну по
строения художественной фразы, оп
ределяемой жестом — внутренним и внешним — рассказчика.
К первым дням империалистической войны я отношу начало моей работы как драматурга. До этого, в 1913 году, я поставил в московском Малом театре комедию «Насильники». Это была старая тема о дворянском развале, с тем только до
бавлением, что в неё проникала струйка современности. С четыр
надцатого по семнадцатый год я написал и поставил четыре комедии
Алексей Николаевич Толстой.
Тогда же — весной 1907 г. — я написал первую книжку «декадентских стихов». Это была подражательная, наивная и плохая книжка. Но ею для самого себя я проложил путь к осознанию современной фор
мы поэзии. Уже через год была на
писана вторая книжка стихов—«За синими реками», от неё я не отка
зываюсь по сей день. «За синими реками» — эго результат моего первого знакомства с русским фольклором, русским народным творчеством.
Тогда же я начал свои первые опыты прозой: «Сорочьи сказки». В этой книге я пытался в сказочной форме отразить свои детские впечатления, первоначальное восприя
тие природы. Более совершенно это удалось мне сделать много лет спустя в навести «Детство Никиты».
Близостью к поэту и переводчику Максимилиану Волошину я обязан началом новеллистической работы. Летом 1910 года я слушал, как он читал свои переводы из Анри-де- Ренье. Меня поразила чеканка образов. Мне нахватало формы и техники, и символисты с их исканием
формы, и такие эстеты, как Ренье, были мне полезны для создания своего художественного стиля.
Осенью 1510 года я написал первую повесть «Неделя в Туреневе»— одну из тех, которые впоследствии вошли в книгу «Заволжье», а еще позднее — в расширенный том «Под старыми липами» — книгу об эпигонах дворянского быта той части помещиков, которые перемалывались новыми земельными магнатами — Шехобаловыми.
Затем последовали два романа — «Хромой барин» и «Чудаки». На этом оканчивается мой первый пе
риод повествовательного искусства, связанный с той средой, которая окружала меня в юности. Я исчер
пал эту тему. Вплотную подошёл к проблеме современности. Тут я по
терпел крах: повести и рассказы о современности были неудачны, не типичны. Теперь я понимаю причину этого. Я продолжал жить в кру
гу символистов, реакционное искусство которых не могло отразить со
временности в преддверии бурно и грозно надвигавшейся революции.
Символисты уходили в абстракцию, в мистику, рассаживались по «башням из слоновой кости», где намеревались переждать то, что неми
нуемо надвигалось. Я любил жизнь, всем своим темпераментом я проти
вился абстракции, идеалистическим мировоззрениям. II то, что мне было полезно в 1910 году, вредило н тормозило меня в 1913-м. Я понимал, что так быть дальше нельзя. Работал ещё упорнее, но результаты были плачевны: я не видел
жизни страны и народа. И только, когда наступила война и я, < как военный корреспондент газеты «Русские ведомости», побывал на фрон
тах, я увидел подлинную жизнь, я принял в ней участие, содрав с се
бя застёгнутый наглухо чёрный сюртук символистов. Я увидел русский народ.
В самом начале Февральской -революции я обратился к теме Петра Великого: должно быль, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в эюй теме разгадки русского народа и русской госу
дарственности. Историк В. В. Каллаш познакомил меня с архивами, с записями тайной канцелярии —
— «Выстрел», «Нечистая сила», «Касатка» и «Горький цвет».
После Октябрьской революции я снова возвращаюсь к прозе и осуществляю мой первый набросок — «День Петра»; пишу повесть «Милосердие», являющуюся первым опы
том критики российской либеральной интеллигенции в свете октябрьского зарева.
Весной 1918 года я пишу комедию « Любовь — книга золотая» и повесть «Калиостро». В июле 1919 юда начинаю эпопею «Хождение по мукам». С особым жаром писал я первую часть романа — «Сестры», а затем повесть «Детство Никиты», «Приключения Никиты Рощина». Впоследствии были написаны ро
ман «Аэлита», повести «Чёрная пятница», «Убийство Антуана Рибо» и «Рукопись, найденная под кроватью», которая из всех этих вещей является наиболее значитель
ной по теме. В 1923 году пишу две вещи — повесть «Ибикус» и : не
большую повесть «Голубые города». С 1924 года я возвращаюсь к теат
ру: пишу комедию «Изгнание блудного беса», вьесы «Заговор императрицы» и «Азеф», комедии «Чу
деса в решете» и «Возвращенная молодость» и нерерабатываю . для советского театра «Бунт машин», «Анну Кристи» и по Газенклеверу — пьесу «Делец».
Через два года, в 1926 году, я написал роман «Гиперболоид инженера Гарина», в котором угады
вается будущий фашизм, еще через год начал вторую часть «Хождения по мукам» — роман «18-й год». В то же время я не прекращал переработку всего ранее мною написанного.
К теме Петра я вернулся в 1929 году, когда написал пьесу «На дыбе», в которой не совсем ещё освободился от идеатистических тен
денций в обрисовке эпохи. Пьеса эта была мною переработана дважды — в 1934 и в 1937 гг. Оба варианта шли в Александрийском те
атре. В 1930 году я написал первую часть романа «Петр I». Через полтора года—роман-памфлет «Чёр
ное золото», который в 1938 году был переработан мной и опублико
ван под названием «Эмигранты». Вторую часть «Петра» я закончил в 1934 году.
Обе опубликованные части «Петра» — лишь вступление к третьему роману, наиболее значительному по содержанию и живописности, охватывающему события от взятия Нар
вы до смерти Петра. Что привело меня к Петру? Неверно, что я избрал ту эпоху для проекции совре
менности, — это было бы с моей стороны ложно историческим и ан
тихудожественным приёмом. Меня увлекло ощущение полноты, «не
причёсанной» и творческой силы гой жизни, когда с особенной яростью раскрывался русский характер.
Четыре эпохи влекут меня к изображению по тем же причинам: эпоха Ивана Грозного, Петра, гражданской войны 18—20 годов и, наконец, наша — сегодняшняя — небывалая по размерам н значитель
ности. Но о ней — цело впереди. Чтобы понять в ней тайну русско
го народа, его -величие, — нужно хорошо и глубоко узнать его прош
лое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.
За этот же период мною написано несколько повестей, нз которых наиболее значительны «Древний путь» и «Гадюка».
Повесть «Хлеб», которая является необходимым переходом между романом «18-й год» и романом «Хмурое утро» (третьей, заключительной, частью трилогии «Хождение по мукам»), я начал в 1935 году, закончил её осенью 1937 г.
Я слышал много упрёков по поводу этой повести, в основном они сводились к тому, что она суха и слишком деловита. В оправдание могу сказать только одно: «Хлеб
был попыткой обработки точного исторического материала художественными средствами; отсюда несомнен
ная связанность фантазии. Но, быть может, когда-нибудь кому-нибудь такая попытка пригодится. Я от
стаиваю право писателя на опыт и яа ошибки, с ним связанные. К писательскому опыту нужно относиться с уважением, — без дерза
ний нет искусства, Любопытно, что «Хлеб», так же как и «Петр», мо
жет быть даже в большем количестве, переведен почти на все языки.
Весной 1938 года я написал пьесу «Путь к победе». В этой пьесе взят наиболее тяжёлый момент в судьбе нашей революции: октябрь 1919 года, когда Ленин н Сталин, главные герои пьесы, вывели страну -и народ к победе. Пьеса шлака сцене Театра им. Вахтангова.
В этом же году я написал комедию-памфлет на фашизм — «Чортов мост», который шёл в Камерном театре н Театре сатиры.
Параллельно с этими работами готовил для Детиздата пять томов русского фольклора (вышел первый том; второй подготовлен к печати).
В день начала войны — 22 июня 1941 года — я окончил роман
«Хмурое утро». Готовя к печати ьею трилогию, я проредактировал первые две части «Хождения но мукам», и в ближайшее время трилогия будет выпущена однотомником, как единое целое.
«Хождение по мукам» менее известно нашему и зарубежному читателю, чем «Петр», Трилогия писалась на протяжении 22 лет, и читатель ещё до сих пор не видел це
ликом всего её замыта. Ее тема — возвращение домой, путь на родину. И то, что пооледняе строки, по
следние страницы «Хмурого утрадописывались в день, когда наша родина была в огне, убеждает меня н том, что путь этого романа — правильный, и в нём я не покривил душой.
В настоящее время я работаю над второй частью драматургической трилогии «Иван Грозный» (первую часть я написал в 1941 году).
Осенью 1942 года я переработал заново мою комедию «Нечистая сила».
За восемнадцать месяцев войны я написал ряд очерков, статей н новелл, вошедших в сборники «Родина», «Я призываю к ненависти», «Что мы защищаем» и в книжку новелл «Рассказы Ивана Сударева».
Для публицистических своих выступлений повседневно черпаю я материал из событий отечественной войны, в которой русский народ проявляет свои удивительные качества отваги, непоколебимой стойкости и ярости в борьбе.
«Герой Советского Союза капитан А. Рыжиков».

Работа скульптора И. Чайкова. НА АВТОРСКОМ

КОНЦЕРТЕ

Т. ХРЕННИКОВА В ОКТЯБРЬСКОМ ЗАЛЕ

ДОМА СОЮЗОВ
Тихон Хренников — композитор разнообразного дарования. Он создал серьезнейшее произведение советской оркестровой музыки — Пер
вую симфонию, которая с большим успехом исполняется сейчас в США, ему принадлежит опара «В бурю», которая по своему гармоническому языку, по своей мелодической ли
нии продолжает известные традиции русской классической музыки.
Наряду с этим Т. Хренников — и мастер музыкальной миниатюры, ав
тор замечательных песен, ставших массовыми песнями советского наро
да. Музыкальные иллюстрации Т. Хренникова к ряду кинофильмов, к спектаклю «Много шума нз ничего» пользуются широкой популярностью.
Если в своих больших музыкальных произведениях Т. Хренников выступает- перед нами прежде всего как композитор, которому свойствен
на страстность, то в своих камерных произведениях и в музыкальных иллюстрациях он — прежде всего лирик.
Именно эти произведения Хренникова и были исполнены на отчётном концерте 9 января в Октябрь
ском зале Дома союзов, в котором сам автор выступал в качестве ак
компаниатора, а исполнителем песен был молодой ленинградский певец, лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов Е. Фдакс.
Обладая мягким, приятного тембра басом, Е. Фяакс тонко и со вкусом исполнил ряд песен Хреннико
ва, которым было посвящено всвторое отделение концерта. Слушате
ли снова вспомнили так хорошо знакомые им песни нз кинофильма «Свинарка и пастух», за музыку к которому Т. Хренников получил зва
ние лауреата Сталинской премии. Перед слушателями снова зазвучали знакомые по вахтанговскому спектаклю «Много шума из ничего» му
зыкальные миниатюры «Серенада Ктавдио». «Как соловей о розе» и «Песня пьяниц», неразрывно связан
ные отныне со знакомыми персонаясами из шекспировской комедии. Яркое, выразительное фортепианное сопровождение автора во многом содействовало исполнению Флакса
Новым в концерте для москвичей была музыка к спектаклю «Дон- Кихот»: «Лирическая песня», «Пес
ня гуляк», «Баллада» и «Серенада». В них иногда лирично, иногда остро и гротескно, но всегда талантливо переданы дух и обстановка тех со
бытий, участником которых был знаменитый «рыцарь печального образа».
Н. Александров.

ДЕЙСТВИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ВОЙСК

В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

В КЛУБЕ

ПИСАТЕЛЕЙ

Секция народного творчества союза советских писателей организует беседы на тему: «Как работать над оборонной песней?».
Сегодня в клубе писателей состоится первый доклад С. А. Бугославского:
«Северная народная песня о великой отечественной войне». Второй его доклад па тему: «Массовые песни совет
ских поэтов и композиторов» назначен на 20 января.
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Корреспондент газеты «Дейла телеграф энд Морнинг пост» сообщает, что войска генерала Леклерка окончательно сломили итальянское сопротивление в Фессане (Южная Ливия). Итальянские части в оазисе Куфра (Юго-Во
сточная Ливия), видимо, отрезаны от основных сил держав оси в Триполнгании, и в их распоряжении
остается лишь одна опасная дорога, проходящая в пустыне через оазис Софра на северо-запад. Передовые ударные части генерала Леклерка продвинулись через позиции итальянцев в Южной Ливии н в настоя
щее время угрожают итальянским постам и укреплениям, расположен
ным вдоль западной границы Триполитании. Как сообщают, .войска Леклерка вступили в сражение с итальянцами в районе Гадамеса. в 40 клм. от алжирской границы, а французский «верблюжий корпус», который входит в состав оид генерала Жиро, продвинувшись на территорию, занятую итальянцами, захватил важные стратегические пунк
ты. Продвижение французских войск с запада и юга происходит настоль
ко быстро, что авангард генерала Леклерка. находится сейчас не больше чем в 480 клм. от Триполи.
Штаб французских войск пол командованием генерала Леклерка передает, что французские войска во премя операций в Южной Триполигании взяли свыше 700 пленных, 40 орудий, 18 танков, большое количество грузовиков и много другого вооружения.
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Штаб союзных сил в Северной Африке со
общает, что французские войска, действующие в Тунисе, выбилл неприятельские части из пункта Бу
Дабус (к северо-западу от Кайруае на), который был окружен 12 января. В результате этой операции французы нанесли значительные потерн противнику и взяли пленных. Захвачено также несколько высот к северу от Бу-Дабуса.
НЬЮ-ЙОРК, 14. (ТАСС). В сообщении штаба союзников в Северной Африке говорится, что французские войска в Тунисе захватили две стратегические высоты к сецеро-заиаду от Кайруана.
ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Из штаба союзных сил в Северной Африке передают, что сейчас установлена прямая связь между штаб-квартирой генерала Жиро и французскими вой
сками под командованием генерала Леклерка, продвигающимися из Южной Ливии.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ГЕНЕРАЛА ДЕ ГОЛЛЯ
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Как передает агентство АФИ, прелеедатель Национального комитета Сражающейся Франции генерал де Голдй выступил но радио с речью, в которой заявил, что французские вой
ска под командованием генерала Леклерка, вышедшие из района озер» Чад. в течение одного месяца заняли в Южной Ливии провинцию Фессая. Де Голль отметил героизм
французских солдат и офицеров, которым пришлось преодолеть большое расстояние по песчаной и каме
нистой пустыне в самых трудных
климатических условиях. Победа одержанная войсками генерала Лек
лерка, заявил де Голль, показала; врагу, как снова разгорается планя освободительной борьбы Франции, борьбы, в которой участвуют миллионы французов.

Линия фронта войск союзников в Тунисе

ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, последние со
общения из Туниса дают возмоягность несколько более точно определить линию фронта в Тунисе. Английские. американские и французские войска в настоящее время, не
видимому, удерживают позиции, расположенные по линии протяжением около 130 миль, идущей с се
вера на юг, приблизительно в 40—50 милях параллельно восточному побережью Туниса. От алжирской границы и до Бизерты разграничительная линия между позициями союз
ников и зоной противника идет от северного побережья Туниса н на полпути пересекает железнодорожную магистраль примерно в 15 милях к западу от Матера. Таким об
разом, противник еще удерживает несколько квадратных миль горного района, прикрывающего выход к восточной равнине. Затем линия фронта идет на юг через Хайдус и обходит Меджез-Эль-Баб в несколь
ких милях восточнее этого пункта. Затем она поворачивает прямо яа юг до Губелдата и Де-Бу-Арада по железной дороге, ведущей в глубь территории на юго-запад от Туни
са. После этого линия фронта снова поворачивает на юго-восток.
Следующим упоминавшимся в сообщениях пунктом является горный проход у Карачума, о захвате которого французскими войсками сообщалось 12 января. Этот проход рас
положен в 28 милях к северо-западу от Кайруана и приблизительно в 36 милях от восточного побережья Ту
ниса. Здесь линия опять несколько отклоняется к з.ападу, так как сле
дующим пунктом во французской секторе является Пишон, располо
женный в 24 милях к запалу от Кай
руана. Далее линия фронта проходит в нескольких милях юго-восточ.чее по железной дороге, огибающей Фондук в 20 милях от Кайруана и в 70 милях к северо-западу от Сфакса.
ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ
НА ГИТЛЕРОВСКОЙ КАТОРГЕ
НЬЮ-ЙОРК 15. (ТАСС). Согласно сведениям, поступившим из Герма
нии, гитлеровские рабовладельцы подвергают неслыханным издева
тельствам и насилиям иностранных рабочих, которых силой принудили работать в германской промышлен
ности. Все иностранные рабочие обязаны носить особый отличительный знак в виде зеленых нашивок.
Недавно издано новое распоряжение, которым официально вводятся телес
ные наказания рабочих в случае, если их поведение «пе соответствует их долгу». Право подвергать те
лесным наказаниям предоставлено предпринимателям и надсмотрщи
кам. В связи с многочисленными случаями отказов иностранных ра
бочих от работы и антигерманскими демонстрациями введено наказание за «нарушение дисциплины, выра
жающееся в свисте, антигерманских выкриках и пении». Также за по
следнее время на ряде предприятий Германии произведены многочисленные аресты среди иностранных ра
бочих в связи с учащающимися случаями побегов с гитлеровской каторги.

Сопротивление бельгийского народа оккупантам

ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Министр юстиции и заведующий отделом информации бельгийского правительст
ва Дельфосс выступил с речью, в которой привёл факты, характеризующие рост сопротивления бельгийского народа всем мероприятиям
немецких оккупантов Недавно под предлогом необходимости укруЦнения городских районов оккупацибнные власти распустили несколько бельгийских муниципалитетов, члены которых были настроены ан
тигермански. Немцы создали новые городские районы и назначили в них бургомистрами своих ставленников. Из 10 назначенных немцами
бургомистров 6 через 2—3 неделя вынуждены были подать в отставку, так как их нервы не выдержали угроз, раздававшихся по их ад
ресу. Население, всячещш подчёркивало своё презрение к этим предателям. Жизнь жён этих бургоми
стров была отравлена бесконечными угрозами по телефону.
Недавно немцы предложили всем предпринимателям составить спис
ки рабочих и представить их в германские «бюро по вербовке рабочей силы» для посылки в Германию. Многие инженеры и предпри
ниматели категорически отказались представить такие списки. Немцы вызвали на регистрацию в бюро 173 бельгийских механиков, однако, несмотря на угрозы со стороны не
мецких властей, явилось только 6 человек, да и те открыто заявили о том, что ни при каких условиях на работу в Германию не поедут.
АНТИФАШИСТСКАЯ БОРЬБА
АЛБАНСКИХ ПАТРИОТОВ.
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Стамбульский корреспондент газеты «Дейли телеграф энд Морнинг пост» сообщает, что албанские партизаны сожгли в Валоне ряд зданий, занимав
шихся итальянскими властями. В огне погибло много -фашистов. В Корице сожжены два дома, занятые итальянскими офицерами. Патриотами подожжён дом, в котором помещалось местное фашистское управление.
Транспортные рабочие усиливают антиитальянекий саботаж на желез
ных дорогах. Часто исчезают целые вагоны боеприпасов, которые затем тайно переправляются железнодорожниками партизанам.
Московский театр драмы вступил во второй год своего существования. Сейчас он работает в помещении Театра Революции. На снимке: финальная картина пьесы «Фронт».
ВОЙНА
НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
НЬЮ-ЙОРК, 14. (ТАСС). В коммюнике морского министерства США сообщается, что 13 января соединение американских средних бомбардировщиков в сопровождении ист
ребителей оовершило налёт на японский аэродром в Мунда (остров Новая Георгия, Соломоно-вы острова). Японская авиация сопро
тивления не оказала, но зенитная артиллерия открыла интенсивный огонь. Результаты бомбардировки неизвестны. Американская авиация потерь не понесла. На острове Гвадалканар продолжаются мелкие стычки американских отрядов с японскими аванпостами.

ОТОВСЮДУ

КАК СООБЩАЕТ корреспондент агентства Асеошиайтед Пресс, ядранские партизаны освободили от оккупантов провинцию Скрапап.
МИНИСТР внутренних дел США и уполномоченный по вопросам нефти Икее заявил, что, по предварительным подсчётам, добыча угля в Соединен
ных Штатах составила в 1942 году МО миллионов тонн против 567,3 млн. тоне в 1941 году.
КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер, королем подписан указ о новом при
зыве в армию мужчин, достигших 18-летнего возраста.
АМЕРИКАНСКИЙ бюллетень «Ферейн корреспондент сообщает, что НО время оккупации немцами Южной Франции французские патриоты осво
бодили из тюрем значительное чиело сторонников де Голля и помогли им переправиться в Испанию.
ИЗ ФРАНЦИИ сообщают, что немцы лишили продовольственных карточек демобилизованных солдат французской армии, не соглашающихся от
правиться на работу в Гермашпо. Французским предпринимателям приказано не принимать на работу демобилизованных солдат.
ПО ДАННЫМ канадского статистического бюро, население Канады на 2 июня 1941 года составляло 11.505.750 человек, в том числе 5.900.148 мужчкя и 5.605.750 женщин. Самыми густо населенными являются провинции Онта
рио и Квебек. В провинции Онтарио проживает 3.788 тысяч человек, в про. винции Квебек — 3.332 тыс.
СТОКГОЛЬМСКИЙ корреспондент газеты «Балтимор сэн» передает, что в Швеции находится сейчас 10 тыс. норвежских беженцев. Свыше 7 тые. норвежцев нашли себе убежище в Шве
ции только за последний год, причем прибывали целые семьи, бежавшие от гитлеровского произвола. По словам корреспондента, часто через шведскую границу переходят группы немецких солдат-дезертиров, не желающих от
правляться на советско-германский фронт.
Фото А. ГАРАНИНА.
ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ