О РАЗУКРУПНЕНИИ СОЮЗА РАБИС

Я. БОЯРСКИЙ
На V пленуме ВЦСПС прошлого созыва было проведено первое разукрупнение профсоюзов. Из 23 союзов тогда было создано 47. Целесообразность и правильность этого решения были доказаны дальнейшей практической работой профсою
зов. Они приблизились к массе, они стали более действенными в обслуживании производственных и культурнобытовых запросов массы.
Сейчас ВЦСПС под руководством партии, по личной инициативе тов. Сталина, проводит дальнейшее разукрупнение профсоюзов.
Необходимость и сущность перестройки с исчерпывающей полнотой сформулированы в постановлении IV пленума ВЦСПС:
«Рост народного хозяйства и рабочего класса, организация новых предприятий с разнообразной техникой и усложненными производственными процессами, борьба за качество работы во всех звеньях производственного аппарата требуют от проф
союзов более диференцированного и конкретного подхода к каждой отрасли хозяйства и государственной деятельности, к обсуждению нужд и запросов отдельных профессий и групп рабочих я служащих, в особенности в вопросах (заработной платы.
Профсоюзы, разукрупненные в 1931 г., вновь выросли в крупные организации. Союз рабочих общего машиностроения, выделенный из союза металлистов, объеди
няет в настоящее время свыше 1 млн. работающих, союз рабочих промышленного,
коммунального и жилищного строительства — свыше 134 млн. работающих; союз железнодорожников —1400 тыс. работающих. Такие громоздкие организации не в состоянии достаточно полно и диференцированно обслужить членов профессио
нальных союзов, учесть особенности различных производственных профессий и групп, удовлетворительно вести работу, в особенности по заработной плате».
По постановлению IV пленума ВЦСПС создается 154 союза. Центральные комитеты союзов приближаются к производству. Только 85 ЦК остаются в Москве. Остальные будут на периферии.
Мы должны полностью отвергнуть всякого рода возражения против разукрупнения, мотивируемые тем, что это, дескать, возврат к прежним цеховым принципам профсоюза, что мы возвращаемся к 1917—18 гг. и т. д.
Природа наших организаций коренным образом отличается от того, что было в 1917 —18 гг. Сейчас профсоюзы объединены единым центром — ВЦСПС. Сохраняется производственный принцип их построения, сохраняется единство политического руководства профессиональным движением, сохраняется централизованная система нашего профдвижения.
Также беспочвенны и разговоры о том, что, дескать, профсоюзы делаются меньше и это умаляет значение профсоюзов в общей системе диктатуры пролетариата. Все решения последних лет, связанные с перестройкой профсоюзов, свиде
тельствуют об обратном. Ликвидация Народного комиссариата труда и передача всех его функций профсоюзам была актом огромного политического значения. Профсоюзам были даны исключительные возможности для обслуживания бытовых нужд рабочего класса. К профсоюзам перешли не только права бывшего государственного органа, но и огромные ценности — пятимиллиардный бюджету огромное количество домов отдыха и санаториев, хозяйственных учреждений. Все это было дано профсоюзам для еще большего приближения к производству, для еще лучшего обслуживания рабочих масс. Увеличила значимость профсоюзов также и передача им массового рабочего контроля.
Таким образом, перечисляя мероприятия по перестройке профсоюзов, проведенные партией за последние годы, мы видим, что все это сделано для максимального усиления политического значения профсоюзов.
Практика работы союза работников искусств со всей очевидностью доказывает целесообразность проводимого разукрупнения.
Союз работников искусств объединял 150 тыс. человек, точнее — 149.600 чел. Численность довольно большая. Кроме того, наш союз объединял различные отрасли искусства, а в них — самые различные виды и группы труда, самые разнообразные профессии. В союзе работников искусств — 600 профессий.
Основная трудность у нас заключается именно в этой необычайной пестроте профессий и невозможности из единого центра охватить все вопросы производства, заработной платы и т. д., во всей их сложности и конкретности.
Как выглядит союз в настоящее время, в каком виде он подготовлен к разукрупнению на два союза?
В союзе работников искусств будет 109.129 человек, из них работающих членов
союза — 90.612, учащихся — 10.931, временно неработающих — 2078.