Особое положение должно занять фото, которому не уделялось почти никакого внимания, за исключением редких и пустых дискуссий на тему, существует фотоискусство или нет. Пользы от этого не было, а людей мы за это время растеряли.
Создание союза киноработников в значительной мере улучшит обслуживание и работников кинематографии и работников тех отраслей искусства, которые нами еще охвачены плохо.
Кроме того, есть известная материальная эффективность от разукрупнения двух союзов. Мы сравнивали смету четвертого квартала 1934 года, которая была разработана для единого союза Рабис, со сметами четвертого квартала двух ЦК. В прежней смете на культурную работу намечалось 160 тысяч рублей, а теперь по двум ЦК намечается 276 тысяч рублей. Увеличение на 116 тысяч.
Это означает, что в будущем году, если мы останемся на уровне 1934 г., масса работников искусств, в результате разукрупнения, получит на культработу почти на полмиллиона рублей больше. А так как в развертывании культработы мы в 1935 году пойдем дальше, чем в 1934 году, — эта сумма будет еще больше.
В старой смете мы получали на материальнобытовое обслуживание на квартал 137 тысяч рублей. Сейчас — 205 тысяч рублей. В год это составляет увеличение на 272.000 рублей.
Итак, по этим двум статьям мы имеем увеличение на 736 тысяч рублей. Я не сомневаюсь, что в 1935 году это увеличение будет доведено до миллиона рублей.
В связи с разукрупнением мы проводим сокращение аппарата. Союз Рабис имел по центральным и областным профорганизациям 291 штатную единицу. Сейчас по двум союзам у нас будет 96 штатных единиц. Это сэкономит нам 66.000 руб. в квартал и 264 тысячи рублей в год.
Для того чтобы лучше обслужить отдельные группы работников, мы думаем создать в союзе Рабис две профессиональные секции — художников и скульпторов и артистов эстрады и цирка.
Имеется в виду не секция работников изо, ибо это была бы прежняя производственная секция, в которую входили не только художники и скульпторы, но и все изоработники независимо от их профессии. Намечена именно секция худож
ников и скульпторов. Если мы говорим «секция артистов цирка и эстрады», то это значит, что не весь персонал Мюзикхолла сможет войти в нее, а только артисты цирка и эстрады.
Очень часто наш лозунг ориентации на ведущие группы, на творческих работников понимается как забвение интересов мелких профессий. Ориентация на ведущие профессии, на творческих работников, на лучших мастеров искусства остается, но это не исключает необходимости внимания к самым мелким профессиям. Этот вывод должна сделать каждая организация союза Рабис.
В области зарплаты у нас есть отрасли труда, которые до сих пор не имеют разработанных тарифов или имеют тарифы, не совпадающие с жизнью, отставшие от нее. У нас нет умения тонко квалифицировать людей при тарификации, и мы имеем очень много конфликтов.
Многие думают, что в наших условиях не может быть охраны труда и техники безопасности. На заводах работают машины, и Поэтому там нужно иметь ограж
дения, а у нас — какая может быть охрана труда? Это неверно. Вопрос о форточке, о том, чтобы защитить людей от возможности простуды, является вопросом охраны труда. У нас же не научились как следует этим заниматься.
В области социального страхования мы научились собирать деньги на соцстрах. План мы блестяще выполняем и перевыполняем. Но у нас есть другая слабость — мы еще не умеем расходовать деньги по социальному страхованию.
И в условиях нашего союза, учитывая всю его специфику, заработная плата, охрана /труда и соцстрах остаются ведущими звеньями во всем содержании нашей работы.
Союз работников искусств и союз работников кинематографии в течение пятнадцати лет, начиная с 1919 года, жили вместе, вместе дружно работали. Мы вместе прошли этот путь, вместе боролись за создание большого советского искусства. Остаются ли в дальнейшем между этими союзами точки соприкосновения? Да, в огромной степени. Мы с вами работаем на едином фронте советского искусства. Мы вместе с вами боремся за создание великого социалистического советского искусства.
Поэтому мы не расстаемся с киноработниками, не прекращаем связь. Будут два самостоятельных союза, имеющих одинаковые права в единой системе нашего профдвижения. Два братских союза, которые будут помогать друг другу. А союз работников искусств как старый союз обязан всеми силами накопленного опыта, политического влияния и близости к своим творческим кадрам содействовать новому союзу в эффективном развертывании работы.
Разукрупнение союза Рабис несомненно явится дополнительным стимулом для роста советского искусства, которое создаст замечательные произведения эпохи социализма К
1 Статья представляет собой сокращенную и переработайную стенограмму
доклада на VII пленуме ЦК Рабис 9 октября 1934 г.