Театры Киева открыли сезон, первый сезон в новой столице Украины, в обстановке, которая значительно повышает ответственность театральных коллективов за идейнохудожественное качество работы и возлагает на них новые величайшие задачи.
Пульс театральной творческой жизни в Киеве бьется учащенно.
Разгром .националистической контрреволюции и ее театральной агентуры вызвал новый творческий подъем в семье украинских советских театров, создал, по справедливому замечанию той. Постышева, левый этап в строительстве украинской социа листиче смой культуры.
С переводом столицы Украины из Харькова в Киев театры Киева в напряженном творческом соревновании стремятся не формально, а подлинной ударной работой утвердить право на звание столичных, стать достойными по своему идейно художественному уровню новой столицы.
Эго объясняет возросшую ответственность театров и те новые задачи, которые они разрешают.
Театры стремятся разоблачить до конца элементы курбасовщины, формализм, под прикрытием которого националисты пытались вести свою антисоветскую работу и протаскивать контрреволюционные идеи, решительно выкорчевывают остат
ки .националистической контрабанды в репертуаре и прочными нитями взаимного понимания связываются с широким пролетарским зрителем.
Еще недавно репертуар театров Украины был засорен классововраждебными, националистическими произведениями Вишни, Досвитлого; Ирчана, Кулиша, Сагай
дачного и других. Это заставило руководителей театров Киева в текущем году подойти к составлению репертуара для первого столичного сезона с особой тщательностью.
Новый репертуар театров сложился из украинской драматургии, такие представители которой, как Микитенмо, Кочерга, Корнейчук, завоевали прочную любовь рабочего зрителя во всем Союзе, драматургии братских республик и лучших образцов мировой и украинской классики («Мастера времени» Кочерги, «Птахи и комахи» Микитенко, «Платон Кречет» Корнейчука, «Портрет» Афиногенова, «Дон
Карлос» Шиллера и «Сорочинская ярмарка» в театре им. Франка; «Враги» Горь
кого, «Бойцы;» Ромашова, «Волки и овцы» Островского и др. в Театре русской драмы; «Восточный батальон» Туров, «Поединок» по Куприну, «Петр I» Толстого, «Неизбежность» Базилевского в театре Красной армии; «Гренц» и «Мадис гадин* Бергельсона, «Мой враг» Вевюр.ко, «Доктор Мамлюк» Гольфа, «Уриэль Акоста» Гучкова, «Первый еврейский рекрут» Аксенфельда и «Суламифь» Гольфадена в Еврейском театре ).
Особенность подготовки репертуара к текущему сезону в том, что в значительной степени удалось избежать параллелизма, крайне распространенного в прош
лом поду, когда дватри театра р1аботали над одной и той же пьесой, и Составить оригинальный репертуарный план для каждого театра в соответствии с его творческим лицчм и производственными возможностями.
Националисты вели исподволь наступление на театры национальных меньшинств. Сейчас театры национальных меньшинств переживают этап пышного рас
цвета, пользуются исключительаым вниманием партии и правительства; получив значительную материальную базу и в части бюджетной и в части производствен
ной. Сейчас театральная сеть Украины .насчитывает 91 профессиональный театр, в числе которых — украинские, русские, еврейские, польский, греческий, не.мец кий, молдавский и болгарский. В 1931 г. на Украине было только 9 русских театров, в большинстве являвшихся трудовыми коллективами; сейчас успешно работает 17 русских театров.
В Киеве в этом сезоне открыли свои двери для рабочего зрителя — Украинский Театр им. Франка, Театр оперы (украинский), Театррусской драмы, Театр Красной
армии (русский), Еврейский театр1, Польский театр, украинский ТРАМ, украинский ТЮЗ, еврейский ТЮЗ, театр Музыкальной комедии и цирк. Государственный рус
ский театр1 в Киеве, еще недавно с трудом противостоявший попыткам его ликвидировать, ныне .превращен в стационар с постоянной тругапой. Театр вновь открыл студию по подготовке кадров русских актеров, ранее закрытую националистиче
ским руководством Наркомпр.оса. Польский театр с местного бюджета переведен на госбюджет и переживает свое второе рождение. Из двух еврейских театров
путем слияния создан единый мощный театр с огромной труппой, устойчивой финансовой базой; созданы все условия, для того чтобы театр стая образцовым.
Бывший руководитель театра «Березиль» фашистский агент Лесь Курбас, ведя общую линию на разрыв театра с советской действительностью, отличался вели
чайшим презрением к пролетарскому зрителю и с редким цинизмом заявлял: «Большинство (!) в Харькове ненавидит нас, и я горжусь этим». Приспешники Кур
баса — Игнатович, Румин и др. — проводили ту же политику .пренебрежения к рабочему зрителю.

ТЕАТРЫ УКРАИНСКОЙ СТОЛИЦЫ