Но каким вниманием пользуется пролетарский зритель, самый дорогой гость в киевских театрах сегодня, когда партия нанесла сокрушительный удар носителям контрреволюционного национализма и буржуазной реставрации (в искусстве! Помимо общих форм так называемой организации зрителя, усвоенных всеми теат
рами как составная часть орга1низаци10»нотворческсй работы, в каждом киевском театре выходит (печатная зрительская газета, в которой выступают авто
рами статей художественные руководители, актеры и сами зрители, высказывая
свои творческие планы, с одной стороны, и свою оценку и пожелания — с другой. В оперном театре развернута издательская работа по выпуску всевозможных печатных материалов, облегчающих пролетарскому зрителю знакомство с мировой оперной классикой, выпускается первая детская зрительская газета. Прививаются и такие формы, как конференции и встречи с знатными людьми предприятий для
обсуждения работы театра (опера), показ и обсуждение с активом комсомола отрывков подготавливаемой постановки (ТРАМ), выезд к рабочим шефам на квартиры (цирк).
Колоссальное внимание партия и правительство уделяют созданию необходимых производственных условий для художественной работы театров. Почти все киев
ские театры открыли сезон капитально1 отремонтированных помещениях. Ранее находившиеся в плохом состоянии, они к открытию сезона приобрели прекрас
ный, вполне благоустроенный вид. Капитально отремонтировано здание Театра им. Франка. Театр Красной армии создал одно из (наиболее уютных, красивых,
располагающих к культурному отдыху зданий. Отремонтирован Театр русской драмы и до. На ремонт в этом году бышо затрачено в общем свыше миллиона рублей.
Но уже сегодня киевские театры в условиях бурного роста испытывают нужду в помещениях. Сейчас строится здание для Всеукраинского еврейского театра. Капитальная реконструкция помещения украинского ТЮЗа настолько значительно преобразует здание, что по (существу имеет полное право считаться новым строи
тельством. В этом году впервые предоставлены постоянные помещения еврейскому ТЮЗу и ТРАМу. Но проблема театральных помещений, невзирая на то внимание, которое ей уделяется, остается еще не решенной ни для еврейского ТЮЗа, ни для ТРАМа, ни даже для Театра русской драмы, значительный творческий рост которого уже сковывается технически недостаточно оснащенным помещением. В ближайшие годы и этот вопрос, очевидно, будет решен положительно.
Редкой заботливостью окружают партия и правительство работников театра!. Эта заботливость проявляется как в организации учебы актеров с целью еще (большего
повышения их квалификации и усвоения ими (всех тонкостей мастерства, так и в предоставлении творческим работникам лучших квартир и преимущественного снабжения. К сожалению, молодым театрам в этой части еще не оказывается достаточно широкая помощь. Одна из причин этого — отставание профсоюзной рйботы от темпов театралыного строительства. Обком союза мало связан с местными комитетами, .руководит (преимущественно циркулярно, не знает нужд от
дельных театров и отдельных работников. Работа обкома союза носит несколько
казенный, (бесплановый и 1Н(екон1кретны1Й характер. На фоне значительных успехов киевских театров этот недостаток резко ощутим.
Забота партии и ’правительства о театрах обязывает творческие коллективы к выпуску высококачественной, глубоко идейной продукции.
Творческие успехи каждого театра уже яамечаются в первых работах этого года {«(Браги» в Русской драме—режисеер Неляивлад, «Продолжение следует» в ТКА — режиссер Лишанский), не говоря уже о Театре им. Франка, неуклонно боровшемся за свои позиции в течение многих лет и четко определившем свое творческое лицо.
Для первых работ этого, года характерны глубокое проникновение в идейное содержание драматургического произведения, яркая индивидуализированная лепка образов, отказ от формалистичеокого трюкачества аа (счет перенесения центра тяжести на актера — основного носителя театрального искусства.
Наиболее ярко это оказалось в постановках Театра им. Франка «Мастера вре мени» (режисоер — Гнат Юра) и Русской драмы («Враги»), «Мастера времени
невзирая ,на отдельные недостатки (недостаточно выразительное оформление, недостаточно четкая характеристика Юркевича), могут претендовать на соревнование с постановкой этой пьесы в центральных театрах.
Яркий спектакль «Кармен» показан TeaTpoiMi одеры в (постановке засл. арт. республики И. М. Лапицкого. Нанеся сокрушительный удар по традициям «Вампуки
и трафаретному провинциализму, театр1 показал реалистический оперный спектакль, в котором действуют (играют и поют) живые люди, а не оперные «герои».
Обо всех первых творцроких удачах не представляется возможным сказать в небольшой (Статье, во уже (первые успехи, признанные пролетарским зрителем и получившие высокую оценку прессы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях киевских театров и обещают впереди еще более прекрасные произведения советского театрального искусства, достойные театров новой столицы прекрасной Советской Украины.