наркомхозов, союзов жилищной кооперации, промышленности и ведомств, владеющих жилыми домами.
Упущения первого полугодия необходимо навер стать в оставшиеся сроки. Надо на 100% выпол
нить план капитального ремонта, сделать весь не
обходимый текущий ремонт, добиться производства ремонта жилых комнат, в первую очередь в домах, где сделан ремонт всего здания.
Вместе с тем, в ходе конкурса нужно наладить надлежащий уход за строениями, привить навыки бережного отношения к жилищам со стороны органов управления домами и населения, добиться хо
рошего санитарного содержания дворов, кухонь, мест общего пользования, озеленения участков.
Организационные формы участия населения в выполнении новых задач конкурса не могут оставаться теми же, что были в 1934 г. Нельзя устраивать массовые общегородские или районные субботники для ремонта кэмнат, для очистки и озеле
нения того или иного двора. Изменившиеся задачи и условия выдвигают и новые формы работы.
Соревнование ремонтно-строительных контор на лучшее выполнение плана ремонта, как одна из таких форм, должно стоять в центре внимания конкурсных комиссий, наркомхозов и городских советов.
В Москве внимание Московского совета к конкурсу ремонтных контор, содействие ему со сто
роны профсоюзов и печати (журнал „Жилищное хозяйство11) обеспечили некоторые достижения при выполнении плана ремонта. Конторы окрепли, среди строителей развилось массовое ударничество и соцсоревнование, в конкурс вк\ючи\ись 88% всех рабочих контор и 60% прорабов.
К сожалению, в других городах к соревнованию ремонтных контор не проявляется еще достаточ
ного внимания. Наркомхозы союзных республик, кроме Наркомхоза РСФСР, не учитывают вклю
чившиеся в соревнование конторы и не проверяют хода конкурса. Слабо руководит конкурсом своих контор и Центрожилсоюз
Исключительно большое значение для исхода конкурса имеет соревнование жактов, РЖСКТ и домоуправлений промышленности, ведомств и т. д. на лучшее содержание дома и на лучшее выполнение плана ремонта.
Это соревнование охватило уже многие города. Массовое соревнование жактов имеет место в Орле, Н. Тагиле, Молотове, Сталинграде, Шахтах, Таганроге, Челябинске и во множестве других городов.
Но так как значение этих соревнований часто недооценивается, им еще мало уделяют внимания. Не всегда даже жилищные и коммунальные секции го
родских советов понимают роль соревнования жактов.
Жакты плохо ведут разъяснительную работу среди своих членов, плохо организуют массовые работы у себя на участках и в домах. Местные орга
низации часто отказывают им даже в элементарной помощи.
Однако некоторые жакты имеют уже значительные достижения. Так в городах Калинине, Калуге, Курске жакты отремонтировали около 100 тыс. м2 жилой площади, причем население затратило на
ремонт 150 тыс. руб. Очищены и озеленены дворы в нескольких стах домовладений,. приведены в порядок кухни, чердаки, подвалы и др. места общего по
льзования. Жакты, включившиеся в соревнование, находят самые разнообразные формы работы. Общие
собрания членов жакта часто устраивают субботники дляприведенияв порядок своих дворов, садов, сараев, чердаков и подвалов. Рабочие-строители, проживающие в жактах, иногда бесплатно, иногда за значительно сниженную оплату делают ремонт, окрашивают фасады, исправ
ляют заборы и т. п. Инженеры и техники—члены жактов—составляют сметы, ведут наблюдение за ремонтом, принимают работы.
Коллективная работа жильцов дома по приведению дома в порядок проводится населением даже в таких городах, где органы коммунального хозяй
ства и конкурсные комиссии не оказывают жактам никакой помощи.
Тысячи рабочих часов отдают трудящиеся, чтобы улучшить свой дом, чтобы сделать квартиры, где
они живут, дворы и сады, где играют их дети, чистыми, опрятными и красивыми. Эта инициатива населения должна получить широчайшую поддержку городских советов, конкурсных комиссий и жилищно-коммунальных органов. Жилсоюзы и комму
нальные органы, профсоюзы жилищных работников,
уличные комитеты и горсоветы должны каждому жакту, устраивающему субботник, обеспечить по
дачу транспорта, отпуск саженцев, техническое руководство.
Нельзя допускать такого положения, когда жакты высаживают деревья у своих домов без плана и без всякой помощи коммунальных органов, т. к. в результате деревья высаживаются часто не в линию, сорта бывают перемешан^ и саженцы имеют самый разнообразный возраст. В целом улица этим не укра
шается, а, пожалуй, даже портится. Коммунальный
отдел обязан, по требованию жакта, дать отметки для рассадки саженцев, отпустить саженцы и обеспечить техническое руководство. Профсоюзы должны среди членов своих организаций при коммунальных орга
нах провести массовую работу и мобилизовать на помощь жактам ударников из среды специалистов и рабочих коммунальников.
Жакты часто устраивают санмесячники, сандни, когда в каждой квартире проводится очистка кухонь, коридоров и т. д.
Вооруженные кистью и раствором мела, которые доставил жакт, с емщики квартир, домашние
хозяйки и все более или менее опытные в этом простейшем деле жильцы белят кухни, корридоры, уборные.
Такие простейшие мероприятия дают иногда изумительный результат. В течение одного дня квартиры дома преображаются. Чистенькие перед
ние, кухни и даже иногда лестничные клетки в малоэтажных домах приходят на место грязных и прокопченых. Промытые стекла шлют свет в такие уголки, которые считались темными, пока стекла на лестницах и в местах общего пользования были загрязнены и пропылены.
При этом иногда обнаруживаются остро необходимые для дома материалы и попутно производится очистка квартир от ненужного мусора. Ста
рые ящики из под мебели, железные печки времен „буржуек , обрезки различных труб и т. д. иногда оказываются крайне полезными для ремонта.
Самой важной и также получившей широкое развитие формой участия общественности в сохра
нении и восстановлении жилфондов является соревнование отдельных съемщиков жилых квартир и комнат между собой.
В Горьком соревнованием охвачено уже 7 400
квартир, В процессе этого соревнования масса