Проф. А. Р. ГЮНТЕР

Очередные задачи индустриализации строительства

Планы реконструкции ряда наших городов, и в первую очередь генеральный план реконструкции Москвы, требуют для своего осуществления совершенно иных методов строительства, нежели те, ко
торые применялись нами до сих пор. При заданных темпах и объеме строительства осуществлять стройку в дальнейшем в тех конструкциях и теми способами, какими мы осуществляли ее до сегодняшнего дня, невозможно. Необходимо теперь же, не
медленно перейти к индустриальным методам строительного производства.
Сущность индустриализации строительной промышленности сводится к превращению строительной п ощадки в монтажный цех, в котором происходит максимально-механизированная сборка зда
ния из готовых, фабрично-заводским путем заготовленных частей и деталей.
Однако неправильным было бы думать, что индустриализация, строительства начинается только на строительной площадке: она начинается значительно раньше.
Строительное производство слагается из трех основных этапов: техническое проектирование, проектирование организации и производства работ и самый строительный процесс.
Индустриализация только тогда будет подлинной, если она охватит все три указанные момента.
В постановлении от 3 августа 1932 г. за № 522 НКТП подчеркнул, что именно проектирование намечает пути технической реконструкции каждой из тех отраслей промышленности, для которых разрабатывается данный проект: „советская проектная организация не только дает идею, струк
туру и план создания нового завода, но и предо
пределяет своим проектом характер и содержание работы всех других хозяйственных организаций, так или иначе привлекаемых к сооружению нового завода .
При переходе строительства к индустриальным методам ведения работ, роль проектировщика ста
новится еще более значительной, чем она была до настоящего времени.
Трудность перевода строительной промышленности на путь индустриализации заключается в том,
что у нас на сегодняшний день отсутствует тот ассортимент стройдеталей и стройэлементов, которые должны быть применены в индустри
ально возводимом здании. У нас, в результате работ наших научно исследовательских институтов и уч
реждений, имеется ряд интересных конструктивных решений (например, в области большепролетных покрытий, различных каркасных систем, в области крупно блочного строительства и т. д.). Но ревтений всего дома, взятого в целом и осуществляемого индустриальными методами, мы на сегодня не имеем. Когда в наших проектных решениях мы даем, на
пример, железо-бетонный каркас, то заполнителем оставляем кирпич, либо мелкий шлако бетонный камень, укладываемый вручную; когда мы даем проекты крупно-блочных домов, то—в подавляющем боль
шинстве случаев, применяем для перекрытий, для лестниц и т. д. не укрупненные элементы, а элементы и детали обычного типа, монтируемые опять-таки немеханическим путем.
Важнейшую, ведущую задачу в настоящее время составляет разработка проекта определенных
типов зданий (например, жилого дома до 6 этажей, жилого дома до 14 этажей, клуба на 1С 00 посетителей, театра с зрительным залом на 2 000 чел. и т. д«), строительство которых должно от начала идо конца осуществляться макси
мально индустриализированными методами, причем эти проекты должны дать не только — и даже не столько—плашфовочно-архитектурные решения,
сколько решения конструктивные. Проблема конструкций является, таким рбразом, примативной, довлеющей над остальными проблемами.
Эти новые конструкции домов, монтируемых от начала до конца с максимально-возможным применением индустриальных методов строительства, должен дать проектировщик. На нем лежит обязанность дать новые конструктивные ре
шения, проверить существующие нормы запасов прочности, разработать новые нормы применительно к новым решениям, а также разработать отдельные детали и элементы будущего здания, д в их полный ассортимент, т. е. набор всех деталей и частей для всего здания, взятого в целом. При этом уже в самом проекте отдельных деталей и элементов проектировщик должен предусмотреть возможность изготовления предлагаемых им деталей фаб
рично-заводским путем в массовом масштабе. Поскольку в массовом порядке могут изготовляться лишь стандартные и типизированные детали, но отнюдь не детали индивидуального характера (т. е. рассчитанные на одно или небольшое число зданий), постольку ясно, как велика роль проекти
ровщика в деле внедрения типов и стандартов в строительную промышленность и в способство
вании к переходу строительной промышленности на индустриальный путь, к превращению ее в строй
индустрию, ибо вне стандартизации и типизации никакая индустриализация невозможна.
В своей статье, посвященной вопросам типового проектирования ’), мы указывали на ту большую роль, какую играет типовое проектирование вообще. Сейчас, в связи с переходом строительства на индустриальный путь, роль типового проектирова
ния еще бол-: е повышается. До настоящего времени
мы не строили домов выше 11—12 этажей, а те из этих больших домов, какие были осуществлены (Дом Правительства в Москве, гостиница Моссовета, дом СТО, дом Госпромышленности в Харькове и т. д ), строились в течение долгого времени, и процент работ, охваченных механизацией, был в них сравни
тельно невелик Для того же, чтобы осуществить строительство 14-этажных здании, и притом в краткие сроки, необходимо решить ряд еще не
решенных вопросов; и эти вопросы должны быть решены проектиро пшиком совместно с конструктором для здания, прежде всего, типового характера. Нужно будет, повидимому, для решения во
просов технического порядка, которые стоят перед проектировщиком и конструктором, разработать ряд вариантов с различными возможными решениями. Такие вопросы, как материал и конструкция каркаса, материал и тип заполнителей, ветровые на
грузки и т. д) в отношении 14 этажного здания должны решаться заново, особенно в виду того,

1) См. журнал „Социалистический город“ № 9, 1932 г.,

стр. 9 и след.