Пути академического искусства [*)]

(Из доклада А. В. Луначарского в театре Акдрамы 19 сентября с. г.).

Академическое искусство существует для того, чтобы быть примером, образцом, указателем для нового искус
ства, в том число для нового театра. Это не означает,
что нужно подражать старому, но это значит, что новое искусство, новый театр могут черпать отсюда все
нужное им и чем дальше, тем больше они будут черпать; для того они и сохраняются, эти резервуары.
Скажем смело, надо несколько академизировать пролетарское искусство и академизировать и футуристическое искусство — не претворять их в Академию, а
приблизить их к тем традициям, которые являются веками испытанными традициями и которые и предста
вляют собою настоящее мастерство. Новые течения обладают достаточною силою сопротивления для того, чтобы не оказаться целиком переведенными на эти академические рельсы, но от этой академизации произой
дет то же, что происходит с нашей молодежью, когда она учится в ВУЗ ах. Мы соединяем их классовый на
тиск, их классовое чутье, со знаниями, приобретенными до сих пор человечеством. Возьмем, например, академический театр. Это — живой институт, это не картина, которую можно хранить, как вещь, это — люди, обладающие известными навыками. Но что такое навык? Навык, это не есть автоматическое повторение, это не значит, что артист, как граммофон или как шарманка, всегда и во всякое время или с большим совершенством может выступить в своем репертуаре.
Навык — значит умение с известною манерою, стилем, совершенством разработки подойти к новым задачам. Поэтому, академической театр не должен быть мертвым. Мы знаем, что мумии мы тоже храним, но ведь от мумии мы не можем требовать живого слова. Но, с другой стороны, когда академическому театру ставят требование: вот выполните такую-то пьесу — и дают со
вершений неудобосказуемую пьесу, явным образом га
лиматью, то, конечно, академический театр не возьмется за это. Возьмите вы, например, хорошего музыканта и поставьте перед ним ноты, которые и расшифровать-то
[*)] По настоящему вопросу редакция выскажется в ближайшем № „Ж. И.“.
нельзя и по которым можно только наугад проиграть смесь чижика с революционным сумбуром — конечно, знаю
щий музыкант не станет этого играть. Он скажет,
что он готов проиграть новую вещь, но если она будет по меньшей мере грамотная, а еще лучше — если она будет талантливая. Революция вначале создать таких вещей, которые легко было бы поднять до уровня ака
демического искусства, просто не могла. Очень может быть, что в этом году мы будем иметь первые новые оперы и очень может быть, что эти первые оперы бу
дут еще весьма несовершенны. Я буду бесконечно рад, если ошибусь, но по всей вероятности это так и будет. А если это не будет так, то потому, что они написаны старыми опытными музыкантами.
Вот я знаю, что молодой музыкант, окончивший консерваторию, написал оперу — правда, она недурна, но все-таки она ученическая. Драматическое искусство— несколько более простое, но когда Академический театр говорит — ты подай мне новое „Горе от ума“ или но
вого „Ревизора и тогда мы станем играть, а пока ты до гения не дорос — поворот от ворот, — то, конечно, я скажу, что это безобразное преувеличение. Нельзя давать лишний козырь врагам и самого себя объявлять мумией.
Надо проявлять большую снисходительность и показать, что театр своим великим искусством может даже относительно слабую вещь превратить в шедевр. Театр, который может из слабой вещи сделать художественное произведение, высоко совершенное — это прекрасный театр. Но эта слабость имеет, конечно, свои пределы. Правда, Мейерхольд сказал как-то, что я из всякой дряни могу
сделать прекрасный спектакль , — но не рекомендуется далее очень хорошему повару делать обед из дряни — лучше делать обед из хорошего материала.
Сдвинуты ли Академические театры в желательном направлении? Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что политика советской власти по отношению к театрам
увенчается полным успехом. Посмотрите репертуар московских и ленинградских театров на этот год. Вы уви
дите, что рядом со старыми пьесами там очень большое место занимают новые революционные пьесы, даже в опере, где это гораздо труднее. Сдвиг в этом отношении