К столетию рождения Салтыкова- Щедрина

Когда-то Пушкин мечтал о том, что его посетит „муза пламенной сатиры и вручит ему, взамен „гремящей лиры , „Ювеналов
бич Вооруженный им поэт заклеймит тот растленный круг сановных и титулованных властителей исторической сцены, в который забросили его происхождение и обстоятель
ства. Редкими в поэзии Пушкина „горечью и злостью напоены заключительные строфы его стихотворения:
А вы, ребята-подлецы,
Вперед всю вашу сволочь Я мучить казнию стыда.
А если же кого забуду—
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных, О, сколько лбов широко-медных Готовы от меня принять Неизгладимую печать!
Мечта Пушкина, как известно, не исполнилась: „муза пламенной сатиры , по целому
ряду причин, о которых здесь не место говорить, не сделалась его вдохновительницей.
Однако процитированные стихи его можно считать пророческими в том смысле, что они предрекли появление в ряду русских писа
телей последующего времени гениального сатирика, в руках которого „Ювеналов бич“ был поистине ужасным орудием.
Этот сатирик — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, столетие со дня рождения которого празднуется 27 января этого года советской общественностью. Хотя, по происхождению своему, Салтыков и принадле
жал к помещичьему классу, однако он в
полном смысле этого слова являлся его отщепенцем. По идеологии, а отчасти и по психологии, Салтыков был гораздо ближе к демократам-разночинцам, к той мелко-бур
жуазной прослойке, которая в средине XIX века, а особенно в 60—70-х г.г., благодаря воздействию целого ряда социальных-эконо