Лениндень в современной поэзии

Представители мелкобуржуазных и буржуазных поэтических группировок, которые до сих пор верны традициям „чистого искусства и для которых художествен
ный утилитаризм нашей революционной современности
есть не что иное, как чудище „обло, озорно, стозевно и лаяй , стихийной силой вещей были втянуты в водоворот событий и так или иначе принуждены были реа
гировать на такое историческое событие, как смерть вождя мировой революции.
Однако, попытка влить в старые мехи даже не новое вино, а искаженный облик этого нового вина, т. е., иначе говоря — восприятие определенного социального революционного события сквозь индивидуалистическую и фетишистскую призму, завершилась неудачей.
Несмотря на то, что стихотворения этих поэтов пересыпаны показной революционной фразеологией — в них нельзя отыскать ни грани мало-мальски сносного революционного содержания. Они представляют собою типичные штампованные примитивы с жалкими по
тугами переварить в поэтической лаборатории крупное социальное явление при полной бедности поэтического материального технического оборудования.
Размеры журнальной статьи ограничивают нашу возможность цитирования. Отошлем внимание читателей хотя бы к таким образчикам подобных произведений, как
стихотв. „У гроба Татьяны Майской „Траурмарш Ивана Рукавишникова (отпрыск российского пост-символизма) и т. и.
**
*
„Портретов Ленина не видно; Похожих не было и нет.
Века уж дорисуют, видно, Недорисованный портрет .
Н. Полетаев.
В вашем революционном искусство мы встречаемся впервые с резко подчеркнутым явлением нашего социаль
ного бытия, — с явлением социального заказа. Социальный заказ в пролетарском искусство характеризуется том, что представитель своего класса, проле
тарский художник, ясно осознавая задачи, лежащие перед ним и его классом в области искусства, но первому требованию своего класса (понимаемому не в номинальном смысле!) — организует в определенной художественной форме и в определенном целе
вом направлении эмоциональные переживания своего класса, сознательно работая над данной темой и над данным материалом.
Поэтическая работа пролетпоэтов и лефовцев (последние, являясь представителями левой художеств, интеллигенции, по крайней мере но линии осуществле
ния революц. социальных заказов, идут в ногу с художественным авангардом рабочего класса), посвященная смерти Ленина, является одним из наиболее ярких и сильных воплощений социальных заказов революционн. современности.
* **
Содержание социального заказа. Тема „Смерть Ленина . Поэтическая мысль в своих истоках исходит из признания предельной ограниченности реальных технических средств, имеющихся в распоряжении поэта при выполнснии столь трудной темы.
(Полетаевское: „Перо, резец и кисть не в силах весь мир огромный охватить, который бьется в этих жилах и в этой голове кипит! ).
Тем не менсе ряд поэтов, сознавая всю ответственность возложенной на них задачи, пытаются так или иначе оформить переживания широких трудящихся масс, из которых вырастает могучий облик вождя мировой революции.
У Валерия Брюсова в его стихотворении „Эра Ленин это —
целая эпоха истории человечества:
„Кем был он? — Вождь, земной Вожатый Народных воль, кем изменсн
Путь человечества, кем сжаты Волны веков, волны времен .
Эта же мысль в нссколько иной форме выражена в стихотворении Вас. Казина „Ленин („В чьем сердце не биенье — бой ).
У Мих. Герасимова Ленин это—
могучий гений нового человечества, имя которого слилось с вечностью.
„Угас, угас чудесный гений, Перешагнувший рубежи, Но имя огнснное Ленин,
Как солнце, будет вечно жить”.
Целеустремленная воля Ленина произвела первую попытку организовать массы и через организованный напор вырвать земной шар из мора хищничества и эксплоатации:
„По-детски Владимир - Воля,
По взрослому Воля — Октябрь. Это он земле не позволил
Вертеться у хищи в когтях .
(Сергей Третьяков — ,Мы помним ).
Но Ленин не выскочка, Ленин не сверхчеловек, он органически вырос из массы, — он коллектор массовых чаяний:
„Кто бы мог приютиться везде,
Где лишь крики рабочих прольются— И в блокноте высчитывать день,
Первый всплеск Мировых Революций .
(Мих. Быстрый — „Памяти вождя ).
Отсюда смерть Ленина — тяжелая утрата для широких трудящихся масс. Эту массовую скорбь, скорбь миллионов — прекрасно и четко выразил в своем лирическом стихотворении Александр Жаров:
„И — в полях, где голос в песнс звонок. Где широк лихой, просторный зык, — Видел я:
Заплакал, как ребенок,
Никогда не плакавший мужик!
Но проходит первый приступ тяжелой скорби, и поэт стремится перекинуть нити поэтического сюжета к реальным, действенным, жизненным установкам, чтобы возбудить массу и революционизировать ее волю.
У А. Безыменского в его известном стихотворении „ Партбилет
„миллионы партбилетов заменят Ленинский потерянный билет .
Ник. Асеев бросает гордый вызов сморти:
„Стой, спекулянт — смерть. Хриплый твой вой — лжив, Нашего дня не сметь
Трогать: он весь жив!
(Ник. Асеев „Реквием ).