ЛЕНИН И КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Пять лет исполнилось со дня смерти вождя международной пролетарской революции, нача
лом которой явился Октябрьский переворот. Пять лет международный пролетариат борется против международной буржуазии без руковод
ства гениальнейшего стратега коммунистической революции. Но, лишившись своего вождя, рабочий класс уверенно идет по стезе, им проложен
ной. Если Ленина нет уже больше с нами, то живы теория и метод ленинизма, бессмертно его учение, воплотившееся в практике созданной и вы
пестованной им большевистской партии и основанного им Коммунистического Интернационала.
Как это бывает с подлинным гением, чем больше мы удаляемся от Ленина, тем более зна
чительным представляется нам его дело, тем более величественной вырисовывается его фигура, тем более поражают нас глубина и широта его теоретических взглядов. Ибо последнее пяти
летие (1924—1929), как и вся эпоха мировой пролетарской революции, в которой мы живем, явилось прекрасной исторической проверкой ле
нинизма, подтвердив глубокую правоту как его теоретического анализа, так и неразрывно свя
занной с ним революционной практики. Историческое развитие шло по пути, который предви
дел Ленин, — по пути обострения классовой
борьбы между пролетариатом и буржуазией, по пути восстаний угнетенных масс колоний и полуколоний против империализма, по пути непре
рывного углубления противоречий системы миро
вого империализма, в конечном счете ведущих к неминуемому его краху. И, как могучий клин,
вгоняемый мировой революцией в самое сердце капитализма, — все более крепнет Советский Союз, выросший в непобедимую силу, являющийся магнитом, притягивающим сердца как пролетариев всех стран, так и порабощенных империализмом колониальных народов всего мира.
Колоссальны успехи Советского Союза за последние пять лет, как в области экономики, так и в сфере культуры; проблемы восстановитель
ного периода остались уже позади. Союз вот уже несколько лет, как вошел в период социалистической реконструкции, вплотную приступил к за
даче переустройства всего нашего хозяйства на новой материально-технической базе. И эти успехи сделаны рабочими и крестьянами Союза под руководством коммунистической партии, потому что они неуклонно, по мере своих сил, ра
ботали над воплощением в жизнь ленинских заветов: индустриализации страны, превращения ее в самостоятельное по отношению к капиталистическому окружению индустриальное государ
ство, коллективизации сельского хозяйства и кооперирования крестьянства. Стоя на гранит
ном фундаменте ленинизма, наша партия смогла преодолеть разного рода уклоны в своих рядах, грозившие успеху продвижения страны к социализму.
Громадные достижения в деле построения социалистической экономики позволили нам в последние годы приняться вплотную и за осуще
ствление одного из важнейших заветов Ленина,— «того культурного переворота, той культурной
революции, перед лицом которой мы теперь стоим» (т. XVIII, ч. 2, 145). Об этой «культурной революции» Ленин не перестает писать в своих предсмертных статьях.
Для большевиков, как известно, трудности какого-либо начинания служат лишь поводом к удесятерению усилий, направленных на преодоление этих трудностей.
Так обстоит дело и в данном случае. Культурная революция, по Ленину, предполагает прежде всего преодоление неграмотности широких масс, этого печального наследия царизма,
ибо без элементарной грамотности не может быть культуры. Но уничтожение неграмотности является лишь средством к приобщению масс к культурному достоянию человечества, к науке и искусству.
И здесь, в области высших идеологических надстроек, партия осталась верна заветам Ленина. Ленин учил рабочий класс в высшей степени бережному отношению к культурному наследию, оставленному нам буржуазным обще
ством, он звал рабочих к вдумчивому усвоению всего ценного, что имеется в буржуазной культуре. «Только точным знанием культуры, со
зданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру», — говорит Ленин в знаменитой речи «Задачи союзов молодежи» (т. XVII, 317). Ле
нинский завет бережного отношения к культур
ным ценностям прошлого целиком выполнен партией.
Но тот же Ленин учил нас тому, что мало усвоить все, что было ценного в культуре прошлого, нужно переработать старую культуру, не