Еще о задачах нового Росфила

В целях устранения организационных дефектов новое Правление Росфила образовано по принципу представительства: в его составе мы видим пред
ставителей и Московского Большого театра, и Персимфанса, и Ленинграда.
Принцип этот, повидимому, должен обеспечить установление производственного и делового контакта между существующими музыкальными организа
циями Москвы и Ленинграда и, с нашей точки зрения, ни в коем случае не должен повести к столкновению их интересов.
Новое Правление Росфила, надо прямо сказать, создано с колоссальным опозданием (Правление избрано в конце августа) и поэтому развернуть в этом сезоне свою работу в желательной степени не сумеет. Время для установления производственного плана прошло — и новому Правлению приходится считаться с «оставшимися» возможностями.
Поэтому многого требовать от этого сезона нельзя. Это надо учитывать. Но учитывают не все. И в первую голову этого не учитывают даже те, кто отчасти повинен в сложившейся неблагоприятной обстановке.
Еще не заявило новое Правление как следует о своем существовании, а уже червь недоверия подтачивает его работу.
Так, т. П. Новицкий (№ 38 «Жизни Искусства») опасается, что «люди малых конкретных заданий», которых «вопросы программно-идеологические инте
ресуют мало и разрешаются ими под углом зрения сметных предположений и кассовых расчетов», не поймут требований времени...
С первых дней, с первых же шагов приходится отвечать. Отвечая, мы попытаемся очертить задачи Росфила, как они рисуются нам.
Персимфанс и Госфил. Они энергично поработали лето. Использовывая условия момента, они широко развернули свой план, разумно полагая закрыть образовавшуюся брешь (где был худ. отд. Главнауки со своей «плановостью»). «Закрепление» иностран
ных сил, организация концертных турнэ по СССР явились предметом деятельности этих организаций. Производственный план их, объявленный в различ
ных органах печати, довольно богат и интересен. И чем жизненнее обе эти организации, тем полез
нее они, тем нужнее они советскому государству. Ни в коем случае не разрушать Персимфанс, а со
ревноваться с ним нужно, рождая в соревновании большую практическую изворотливость, стремясь к утонченным производственным достижениям. Само наличие двух конкурирующих организаций является достаточным стимулом к изощрению, к деятельности.
цов сам по себе, такой Юсов это уж, что называется — чересчур!
А в общем спектакль, несмотря на то, что он не целостен, лоскутен, пестр и неустойчив, — все же должен быть расценен в общей линии развития Малого Театра как явление положи
тельное. Самый факт переоценки традиций в их устаревшей, отжившей части надо приветствовать. И в прокладке этого пути «Доходное место»— своего рода ледокол. ЭМ. БЕСКИН
Наличие Госфила, наоборот, вредно. Росфил и Госфил — это существование двух единоцелевых органов (тоже по плану?), питаемых общественно
государственными средствами. Здесь необходимо слияние. Но слияние не механическое, не простое поглощение Росфилом Госфила. Слияние такое, ко
торое обеспечило бы осуществление созданной уже программы последнего на предстоящий сезон, слия
ние, которое обеспечило бы рождение больших музыкально-художественных благ и которое в то же время устранило бы часто абсолютно вредную конкуренцию между ними.
В области привлечения иностранных сил в СССР и «показа» советских артистов за границей должно контактировать и немедленно действия всех этих трех организаций.
Теперь несколько слов об обслуживании широких масс. Здесь дело обстоит плохо. Надо сознаться, что до сих пор курс на широкого профсоюзного зрителя взят только «экономический». Серьезнейшие симфонические концерты не по плечу пролетарскому слушателю. Контингент высоко-квалифи
цированного музыкального зрителя (разрешите такой оборот речи) — узок. Финансового плана в расчете на него не построишь. И удовлетворение его эсте
тических потребностей — задача вторая. Основной
задачей Росфила, с нашей точки зрения, является музыкальное развитие и воспитание рабочих масс.
Не серьезнейшая, непонятная рабочему музыка должна преобладать в производственном плане Росфила, а симфония в ее более популярных образцах, которую можно бы было двинуть в районы.
Удовлетворить (не только по «экономическим соображениям») рабочего зрителя, привлечь его своим исполнением, программой, создать новую, действительно рабочую аудиторию — задача первая.
И параллельно с этим должно, и обязательно должно, удовлетворить и музыкально-развитого слушателя.
Одновременно с этим не должна быть забыта и современная талантливая молодежь. Вовлечь ее в работу, «показать», выдвинуть — все это должно быть проделано по заранее составленному, продудуманному и строго-разработанному плану.
Что же касается экономики, то здесь предстоит огромная работа: восстановление делового доверия, реализация уставного капитала — задачи нелегкие.
Автору статьи в № 38 «Жизни Искусстваизвестна экономическая обстановка, «принятая
новым Правлением Росфила. Однако, «вопросы худоственной политики» совсем усыпили интерес худ. отд. к «балансу», хотя за него он отчасти и дол
жен отвечать. «Фантасты и завхозы одинаково не нужны наступающему третьему периоду строитель
ства в области художественной культуры», — говорит т. П. Новицкий.
Думается, впрочем, что ряды «фантастов и завхозов» в период строительства без огорчения могут быть пополнены сдачей в архив и олимпийских жестов, что также «вполне уместно продумать».
Плохо быть «восторженным мечтателем», плохо быть «прижимистым хозяйственником», но еще хуже, когда в художественных учреждениях появляются теоретики «без практической складки».
Г. КОЛОСКОВ