За советскую

кинопроекционную технику

Одним из основных условий, обеспечивающих нормальный рост нашей кино-сети, а, следовательно, и все дело кинофикации Советского Союза, является нали
чие необходимого количества кино-аппаратуры. Путем огромных усилий и нескольких лет творческой работы советских инженеров нам удалось освободиться от заграничной зависимости в деле снабжения кино
рынка кино-аппаратурой, наладив массовое ее производство на Ленинградском Государственном оптическом заводе Треста оптико-механического производ
ства (ТОМП). Уже в течение истекшего 1927—28 года
завод ТОМП выпустил около 3.000 кино-передвижек типа «ГОЗ» и свыше 1.000 стационарных кино-аппа
ратов типа ТОМП № 4 — количество, в полной мере удовлетворяющее потребности кино-рынка.
Казалось бы, при таких условиях положение с кино-аппаратурой можно считать вполне нормаль
ным и не возбуждающим никаких тревог и опасений. На самом же деле все основания для тревоги имеются.
Так, производство кино-проекционной аппаратуры находится у нас в беспорядочном состоянии. Необходимо наладить дело таким образом, чтобы одновременно производились и выпускались полные ком
плекты кино-аппаратуры. В настоящее же время, бла
годаря чьей-то халатности, заводом выпущено около тысячи проекторов ТОМП № 4 и вместе с тем только около ста столов, и то без заказа, по собственной инициативе завода. Таким образом, многие сотни аппаратов валяются на складах и не могут быть реализо
ваны, так как их ни к каким другим столам приспособить нельзя.
Далее, весьма остро стоит вопрос о нормальной загрузке завода заказами. Если в прошлом году завод при неполной загрузке имел заказов на сумму свыше 3.000.000 рублей, то в этом году он получил заказов всего на 1.800.000 рублей, т. е. почти в два раза меньше. Смешно сказать: кино-аппаратов ТОМП № 4 заказано на весь год только 200 комплектов, тогда как планы кинофикации страны предусматривают значительно больший рост кино-сети, не говоря о необходимости
замены старых кино-аппаратов новыми. Такое поло
жение вынуждает завод, специализировавшийся на производстве кино-проекционной аппаратуры, искать заказов в другой области, от чего вряд ли выиграет наше кино-дело.
Не менее важен также вопрос о том, чтобы раз навсегда покончить с оглядкой наших близоруких кино
хозяйственников на заграничные кино-аппараты. На днях мы читали в газетах о том, что ВУФКУ снова
возбудило перед Наркомторгом вопрос о ввозе из-за границы большой партии кино-передвижек. Такие тенденции к ввозу заграничной аппаратуры должны
быть пресечены в корне. У нас имеется свое налаженное производство кино-аппаратуры, и никакой речи о ввозе кино-аппаратов и трате на это советского золота быть не может.
Решительные возражения должно вызывать также стремление ВУФКУ организовать собственное произ
водство кино-аппаратуры. Мы сейчас не настолько богаты, чтобы позволить себе при наличии первоклассно оборудованного и неполностью загружен
ного завода, специализировавшегося на производстве кино-аппаратов, строить новый завод, обрекая его заранее на недогрузку. Все производство кино-проекционной аппаратуры должно быть сосредоточено на заводе ТОМП, как это уже неоднократно постановляли высшие правительственные и партийные инстанции.
Попутно следует обратить внимание на более организованную реализацию кино-проекционной аппара
туры, так как это дело поставлено сейчас из рук вон плохо. Не говоря уже о постоянных перебоях в снабжении аппаратами (как раз в самые нужные моменты), кино-аппараты продают совершенно некомпетентные в этом деле продавцы швейных машин магазинов Госшвеймашины. Бывало даже так, что когда аппараты попадали на места и их не умели собрать при распа
ковке, то клиенты не могли получить никаких дельных указаний по обращению с аппаратами и их установке. Пора уже поставить вопрос о переходе снабже
ния рынка кино-проекционной аппаратурой в руки специально-кинематографической организации, каковой является Совкино.
Совершенно необходимо также ускорить разработку новых типов кино-проекционных аппаратов и в пер
вую голову—легкого школьного кино-аппарата. В этом деле необходимо, конечно, использование опыта мировой кино-техники. С этой целью не вредно было бы даже послать за границу нескольких специалистов по производству кино-проекционной аппаратуры для ознакомления на месте с постановкой этого дела.
Вообще говоря, следует уделить неизмеримо больше внимания нашей советской кино-технике, организовать в этом направлении научно-исследовательскую работу, оборудовать несколько испытательных кино-проекционных камер, по типу имеющихся в Берлине, про
вести несколько конкурсов с премиями на проекты новых типов школьных и передвижных кино-аппаратов, привлечь к обсуждению вопросов кино-проекционной аппаратуры массу наших кино-механиков; глав
ное же, поскорее устранить головотяпство при даче заводу заказов и изжить увлечение заграничными ап
паратами, приводящее к непроизводительной затрате советской золотой валюты.
В. ТИМОФЕЕВ