Года два тому назад одним из наших музыкальных журналов я был произведен в сан «академического идеолога музыкальной чубаровщины» за мою статью, в которой я хотел обратить внимание на молодого композитора А. В. Мосолова, проявлявшего превосходные задатки в своем творчестве. После этого случая прошло уж не так много времени. И на творчество Мо
солова обратил внимание Пауль Хиндемит, включивший его одноактную оперу «Герой» в программу фестиваля новой музыки, в Баден-Бадене, состоявшегося летом этого года (опера не была исполнена из-за поздней расписки партий и назначена к исполнению в Германии в текущем сезоне), а музыкальная картина Мосо
лова «Завод», впервые исполненная в посвященном десятилетию Октября симфоническом концерте Ассоциации Современной Музыки в прошлом сезоне, в те
кущем сезоне будет исполнена четырьмя симфоническими организациями в СССР. Нужно отдать справед
ливость музыкальному журналу, подвергшему музыку Мосолова обстрелу из своих наиболее тяжелых орудий, что если он и проявил в этом случае инициативу, то инициатива эта — весьма сомнительного качества.
Жизнь не ждет. Творческих сил в области музыки у нас не так уж много. Условия для их работы не так уж легки. Поэтому нам нужно как можно скорее отвыкнуть от нашей старой привычки глушить художественную инициативу. Если и в этом Москве ну
жен пример для подражания, то таковым в области оперы и симфонической музыки может служить во многих отношениях Ленинград.
Виктор БЕЛЯЕВ
Ленинградский произв. коллектив «ТРУДКИНО
Кадр из фильмы „КОНКУРС НА...
Режиссер-оператор: Альфред Доббельт

Постскриптум к чужой статье

Мне, как ленинградскому музыканту, из чувства «местного патриотизма» очень лестно, конечно, было прочесть в статье Виктора Беляева, что ленинградская музыкальная жизнь построена на значительно более рациональных основах, чем московская, и что если Москве нужен пример для подражания, то таковым во многих отношениях может служить Ленинград.
Но, как ни приятно ощущение, когда так ласково щекочут ваше самолюбие, все же разум должен взять верх над чувствами, ибо «тьма мелких истин» (вопреки Пушкину) должна быть нам дороже «нас возвышающего обмана».
«Обман»—это, конечно, очень сильно сказано («из песни слова не выкинешь»). Но о некотором само
обольщении можно было бы говорить, если бы МЫ приняли все, что сказано В. Беляевым, за чистую монету, успокоились на этом и опочили на лаврах.
Я не хочу, разумеется, отрицать справедливости утверждения В. Беляева о некоторых, может быть,
даже значительных преимуществах Ленинграда (в смысле инициативы в области отыскания новых яв
лений в музыкальном искусстве) пред Москвой. Но все же ошибочно было бы думать, что мы, ленинградцы, так уж во всем безгрешны.
Вот, к примеру, два факта, которые заставлят задуматься над вопросом, так ли уж мы чутки в оценке новых дарований и новых явлений в музыкальном искусстве.
Один факт произошел этим летом. В один прекрасный день Игорь Глебов в статье о выступлении ле
нинградской оперной студии в Зальцбурге (см. веч. «Красную Газету») очень красочно описал выдающий
ся успех у немцев нашего молодого ленинградского дирижера О. Ельцина. Когда эта статья появилась в печати, очень многие (даже из среды музыкантов) были чрезвычайно поражены. Позвольте, какой это Ельцин? Откуда он взялся? В концертах Филармонии
мы его что-то не слышали, в оперном театре, где он много лет уже работает репетитором, тоже как будто за дирижерским пультом он не появлялся... И вдруг такое открытие! Скажите, пожалуйста! как это мы проморгали! Вот что значит заграница!
Да, это много, к сожалению, значит. Это значит, что, если бы оперную студию не удалось с чрезвычайным трудом вывезти на моцартовскне торжества, то Ель
цина мы и до сих пор не заметили бы. Возможно, что и не появилось бы, как это было недавно, сообщения
о том, что Ельцину будут поручены некоторые оперы в актеатре...
Едва ли, конечно, этот факт свидетельствует о нашей инициативе в деле выдвижения молодых даро
витых дирижеров! И я думаю, что Москве в данном случае примера с Ленинграда брать не следует.
Другой факт, как будто тоже несколько разочаровывающий в особливой чуткости музыкального Ленинграда,—это незамеченность нашими музыкальными кругами постановки в ТРАМ’е спектакля «Плавятся дни» с музыкой даровитого В. Дешевова. Каюсь, я и сам до прошлой недели не удосужился посмотреть этот исключительный по свежести и богатству изобретения спектакль. Но неужели и все остальные му
зыканты тоже не «удосужились» этого сделать? Даже те, что ищут новых форм оперного спектакля? А если «удосужились», то почему же такой спектакль мог пройти незамеченным? Мы который уже год мечемся в поисках советской оперы, ищем путей к практиче
скому разрешению этой трудной проблемы, а ларчик, оказывается, просто открывался. И Дешевов понял, с какой стороны нужно подойти к этому делу. Со стороны методов работы самодеятельного театра! Конечно, «Плавятся дни»—это еще не опера, но этот спектакль, в котором музыка (и музыка добротная, по-новому звучащая, сценически гибкая, изобретательная) играет такую крепкую организующую роль, сви
детельствует с полной очевидностью, каким образом можно создать советскую оперу. Ларчик, если еще и не совсем открылся, то во всяком случае ключ к нему найден. Нужно еще несколько усилий—и цель будет достигнута.
Казалось бы, что после того, как спектакль «Плавятся дни» осуществлен и получил общее признание.
Дешевова следовало бы привлечь к дальнейшей, еще более ответственной работе в области поисков совет
ской оперы. Но что-то ничего не слышно на этот счет. Наоборот, мы недавно прочли, что многострадальный балет Дешевова «Джебела» снова снят с репер
туара, ибо, оказывается, не удосужились заняться, как следует, переработкой либретто этого балета.
Да разве можно так вести созидательную работу на новых путях искусства! Или и Дешевову нужно поехать в Зальцбург?
Я думаю, что это—тоже такой факт, которому Мо- , скве подражать не следует.
Н. МАЛКОВ