кино,

КАК ФАКТОР НАУЧНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В нашей обширной стране, со слабо развитыми путями сообщения, с огромной культурной отсталостью крестьянства, составляющего основное ядро трудящегося населения, — кино-искусство мо
жет и должно быть использовано не только с ху
дожественными целями, хотя бы и преследующими агитационные задания, но также и как фактор научного просвещения рабоче-крестьянских масс. В этом смысле кино, как и радио, представляет собою мощный культурно-просветительный рычаг. Поэтому, наряду с электрификацией и радиофи
кацией, кинофикация СССР является одной из существеннейших задач советского культурного
строительства.
В области распространения научных знаний
кино может сослужить очень полезную и чрезвычайно важную службу, особенно в деревне, так нуждающейся в элементарных практических све-дениях.
В соотвествии с этим в центре обращено сейчас большое внимание на научную фильму. Фонд
научных картин в последнее время значительно расширяется. В текущем году выпускается несколько десятков научных картин советского производства.
В частности, Совкино удалось договориться с культотделом московских профсоюзов. Согласно договору составлен целый ряд твердо разработанных программ по всем отраслям знаний (естество
знание, география, различные ремесла, медицина и т. д.). Программы, составленные по этому плану,
проверяются культотделом и рекомендуются всем клубам Москвы.
То же самое можно было бы сделать по всем губернским центрам СССР. Несомненно, что везде найдутся научные работники, которые могли бы быть использованы в качестве лекторов при де
монстрации научных картин. Главное же здесь заключается в том, как отнесутся к этому вопросу сами клубы и культорганизации.
Но, к сожалению, как неоднократно у нас уже отмечалось, наши клубы, особенно провинциальные, очень часто имеют специфически коммерческий
уклон. А это ведет к тому, что в стремлении «зашибить деньгу» и доставить своим посетителям не столько пользу, сколько развлечение, притом не всегда ценное, они не только отказываются от
проката научных фильм в качестве самостоятельных сеансов, но даже не хотят вводить их в син
тетические программы, где научные картины по совету В. И. Ленина показывались бы совместно с художественными фильмами и кино-хроникой.
В доказательство сошлемся на статью зав. отд. Совкино т. А. Яблокова, напечатанную в иркутской газете «Власть Труда».
Иркутское представительство Совкино, — пишет т. Яблоков,— не раз пыталось продвинуть научную фильму на клубный экран. И ни разу ни один клуб
(курсив наш) не брал научную фильму в качестве самостоятельной программы.
Больше того. Тов. Яблоков сообщает следующий возмутительный факт:
В прошлом году одному из клубов нами была послана картина «Как большевики укрепляют госу
дарство». Клуб вернул эту картину с примечанием:— «Впредь не посылайте нам такого барахла».
В результате такого отношения к делу со стороны клубных организаций, на складах сибирского отделения Совкино лежит без движения свыше 50 научных фильм.
При нормальной обстановке клубной работы этого количества научных фильм, разумеется, было бы недостаточно. Но,—заверяет т. Яблоков.,—
если бы культотдел профсоюзов, политпросвет составили несколько программ из научных картин, то мы могли бы их достать в кратчайший срок, затребовав их из центра. Иркутское отделение Совкино со своей стороны приложит все усилия к тому, чтобы снаб
дить клубные окрапы научными фильмами. Тем более, что прокат их баснословно дешев.
Так в чем же, спрашивается, дело? Очевидно, что на местах еще не отдают себе ясного отчета в том, какую огромную просветительную роль призвано сыграть у нас киноискусство. На кино смотрят, главным образом, как на предмет развлечения, а вместе с тем, чрезмерно увлекаясь коммерческими расчетами, как на источник прибыли.
Такое положение вещей в корне неправильно. И местным культотделам профсоюзов и полит
просветам следовало бы обратить внимание на работу клубных киноустановок и кинопередвижек, заставив их служить не только целям распро
странения художественной культуры, но и научного просвещения, приспособленного к практическим требованиям жизни.