этот сезон: культивирование «прошлых культури по мере возможности допуск «ценного в совре
менности». Чтобы не получить упрека в отсутствии вдумчивости и внимания, вопросов театральной техники, «недоступных» советской общественности,
мы касаться не будем, но за это, думается, мы вправе требовать более серьезного, вдумчивого, внимательного и более современного отношения к советской общественности. И. ДЕРЗИБАШЕВ

О теакритике

(Окончание)
Стоя на страже революционизирования репертуара, теакритика должна всемерно выделять и поддерживать всякие начинания, клонящиеся к созданию нового советского спектакля.
Малейшие изменения в репертуарной линии того или иного театра необходимо чутко улавливать, поощряя все положительные проявления но
вого репертуарного курса и обеспечивая куль
турной дружеской помощью театральную работу в этом направлении.
В своей оценке работы того или другого театра теакритика должна исходить не только от соц.-художественной линии, которая присуща им в целом, но и от тех, пускай на первый взгляд незначи
тельных, сценических явлений, которые хотя и не создают нового лица театра, однако могут послужить исходным пунктом к дальнейшей его советизации.
Во всей этой работе необходима особая внимательность и осторожность.
Даже по отношению к тем частным и получастным театрам, которые, в большинстве своем, не ведут никакой экспериментальной работы, нельзя подходить с огульными методами осуждения.
Каждый из таких театров как-никак обладает своими характерными чертами.
По отношению к одному у нас имеется больше надежд на возможность революционизирования репертуара, к другому—значительно меньше; не
смотря на то, что до сих пор такие театральные учреждения ведут работу не в нашем плане.
войны. В портфеле театра имеются и другие пьесы, из которых одна включена в репертуар одного из передовых революционных театров Москвы.
Из своего основного классического репертуара Передвижной Театр предполагает возобновить Шекспирова «Гамлета», «Власть тьмы» Толстого, «За чем пойдешь» Островского и «Хозяйку» Достоевского.
Артистические силы театра значительно изменились и обновились за это время.
Достигнуть разрешения жизнью поставленных перед нами задач мы надеемся, полагаясь не
только на свои силы, но и на организованную общественную поддержку; год тому назад друзьями театра была сделана попытка создать вокруг него «общество содействия», ставившее своею целью совместное с работниками Передвижного Театра разрешение, проведение в живнь и пропаганду художественных идей, методов и вопросов, ставших очередными в наши дни и органически близких художественным задачам Передвижного Театра.
Упускать из виду такую «возможность» ни
в коем случае нельзя. Поэтому резко ополчаясь против всякой театральной реакции, теакритика должна поставить перед каждым театром, идущим своей дорогой, вопрос: хотят ли эти театры искренно работать с нами, что они делают в этом направлении и в какой помощи они нуждаются?
По отношению ко всякому виду экспериментальной работы, ставящей перед собой задачу советизации репертуара, следует по всем линиям создавать обстановку широкой общественной поддержки.
Было бы глубочайшей ошибкой, если бы мы с самого начала поставили строгие требования перед экспериментирующими учреждениями. Тем более, что в Ленинграде мы переживаем не по
лосу подъема, а падения в области искания новых театральных форм.
Один из лучших в Ленинграде экспериментирующих театров—театр дома Печати имеет за своими плечами порядочный груз ошибок и достижений.
Кто может дать определенный ответ, каков будет конечный результат борьбы этого театра за новые театральные формы?
Однако поддержать экспериментальные театры такого типа нужно всеми средствами. И на примере театра Дома Печати можно с наибольшей яркостью
проследить, какую огромную роль могут сыграть клубно - театральные площадки в поисках новых форм спектакля. Если бы общественное мнение больше уделяло внимания клубно-театральной ра
боте, в том числе и живым газетам, если бы мы с большей энергией боролись за создание в Ле
нинграде подлинно рабочего театра, наконец, если бы мы сумели создать более благоприятную обстановку для экспериментальной работы всех клубно
театральных организаций, можно быть уверенным, что наши достижения в области создания социально-значимого репертуара были бы значитель
нее. Бороться за такое отношение общественного мнения к экспериментальной работе является одной из важнейших задач теакритики.
Н. ЗАГОРСКИЙ
Тогда, несмотря на инициативное участие в организации этого Общества представителей общественности, начиная от рабочих от станка и кон
чая т. Эссеном и поч. академиком А. Ф. Кони, по формальным мотивам общество не смогло сор
ганизоваться. Теперь оно организуется вновь инициативою тех друзей, зрителей и учеников театра, которые совместно с ним провели предре
волюционные годы в условиях «далекой окраиныи вместе вошли в революционную современность. Эти зрители Передвижного, а тогда и «общедо
ступного» театра были представителями лучшей части революционной рабочей молодежи, учившейся на вечерних курсах б. Лиговского Народ
ного Дома за Обводным каналом, где в то время крепла и формировалась артистическая деятельность Передвижного Театра. Эта рабочая интел
лигенция широкой волной влилась в государственную и общественную жизнь наших дней, не прерывая связи со своим театром.
Заслуженный Артист ПАВ. ГАЙДЕБУРОВ