Недостатки Механизма

в театральном быту зрителя

Быт театрального и кино-зрителя во время пребывания его в том или ином театре — вопрос, которому уделяется, к сожалению, слишком
мало внимания. Далеко недостаточно снабдить профсоюзника удешевленным билетом на хорошую постановку или фильму. Необходимо еще позабо
титься и о том, чтобы создать благоприятные условия для восприятия спектакля или картины.
Необходимо, чтобы рабочего, который пришел в театр для поучения или развлечения, не нерви
ровали различные привходящие обстоятельства, чтоб он мог действительно спокойно провести дватри часа в театре и кино.
Наличию этих «привходящих» обстоятельств и был посвящен доклад представителя газеты «Смена
на последнем пленуме Губернского Театрального Совета.
Доклад был построен на том материале, который собран газетой в виде писем зрителей, высказывающих то или иное пожелание и выставляющих те или иные требования.
Первое и весьма важное осложняющее обстоятельство-накладные расходы. Помимо платы за билет—профсоюзнику приходится в виде обязательной повинности уплачивать еще и за вешалку.
Опытные театралы знают эту повинность и припасают в своем кошельке деньги на этот предмет.
Недостаточно опытный в тонких театральных делах зритель часто думает, что, уплатив за билет он исполнил все, что необходимо, чтобы пе
ред ним гостеприимно раскрылись театральные
двери, и потому бывает весьма ошарашен, когда ему настойчиво предлагают сделать взнос «за хра
нение». Если же, что случается нередко, у этого зрителя и нет с собой денег—то результаты по
лучаются еще более плачевными. Имея в кармане билет, он вынужден отправиться домой, не проникнув в театр.
Плата за хранение является бедствием зрителя не только потому, что она бывает для него неожиданной.
Беда в том, что она и высока, а иногда и произвольна. Одни театры взимают десять коп., другие пятнадцать, третьи (как, напр., Музыкальная Комедия)—двадцать, при чем этот двугривен
ный взимается не за место на вешалке, не за номер, а «с персоны».
Поэтому если профсоюзник придет в указанный театр вдвоем, то, получив один номер с вешалки, он должен будет уплатить 40 коп.
Другой своеобразный расход, к которому вынуждают некоторые (к счастью, не все) театры— это плата за... уборную.
Что касается хранения платья—зрители, как выяснил докладчик, категорически настаивают на включении этой суммы в цену билета. Второй же «расход» по целому ряду причин в цену би
лета включать не стоит. Для него есть другой, очень простой выход, который однако не прихо
дит в голову администрации некоторых театров: просто отменить его.
Помимо накладных расходов у зрителя есть и ряд других бед. Общая беда для театров и кино — это несоответствие начала спектаклей и кино-сеансов с указанием афиш. Спектакли и киносеансы сплошь и рядом начинаются позже назна
ченного срока. Здесь дело не только в бесплодной потере времени, но сплошь и рядом в необходи
мости возвращаться домой в отдаленнейшие районы пешком, так как позднее окончание лишает профсоюзного зрителя трамваев.
Кино-театры часто проделывают с временем другую любопытную операцию. Стремясь, из со
ображений хозяйственного порядка, пропустить как можно больше сеансов и вынужденные уло
житься в определенные временные рамки, кино
часто пропускают фильм с такой быстротой, что зритель не успевает не только читать надписи, но даже и уловить содержание самой картины.
Вообще кино-администрация и ее отношение к зрителю, снабженному профсоюзным билетом, дали много материала корреспондентам «Смены», а вместе с тем и докладчику.
Тут и специальные фойэ, где заставляют ждать профсоюзную публику, тут и ряд злоключений этой категории зрителей, которая часто, имея билет, все же не может попасть в театр, за от
сутствием мест (все билеты уже проданы в общей кассе), тут и недостаточно внимательное отноше
ние обслуживающего персонала к профсоюзной публике.
Особое место в докладе занимал вопрос, имеющий «губздравотдельское» значение. Это «киноблохи», на которых усиленно жалуется зритель.
Помимо того, что обилие этих насекомых мешает как следует воспринимать картину, заста
вляя зрителя заниматься посторонним для него делом, тут налицо и прямая опасность распространения заразы.
Дезинфекция театров, в которых существует это явление, — положительно неотложная вещь. Часть доклада была посвящена вопросам быта зрителя клубного театра.
Некоторые вопросы в этой области (как, например, вход в зал во время действия, что нужно окончательно изжить)—общи с театрами не-клубного типа, другие (как, напр., хулиганские выходки во время спектаклей и кино-сеансов) — предста
вляют собой явления общего порядка, борьба с которыми ведется не по линии клубного театра.
Материалы интересного и важного доклада Губернский Театральный Совет постановил передать в Бюро Изучения Зрителей, при Совете существующее.
На ближайшие дни назначено заседание Бюро с участием представителей заинтересованных организаций и сведущих лиц.
Конечным результатом работы будет выработка правил внутреннего распорядка для театров и кино, каковые правила, после утверждения их административными органами, помогут изжить ненормальности в быту театрального зрителя.
ГР. АВЛОВ