АКТЕРЫ и ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

За последнее время в актерской среде особенно обострился вопрос об общественности, приобретя чрезвычайную актуальность. Целый ряд фактов различного происхождения явились тому поводом. О них достаточно ясно говорится в статьях ежедневной прессы, в журнале «Рабис» и в высказываньях руководителей союза работников искусств.
Факты эти — самые разнохарактерные: артист гостеатра не заключил договора с дирекцией вследствие расхождения в окладе жалованья на несколько десятков рублей (это при сумме 400—500 руб.); в балете — попрежнему неблагополучная атмосфера, продолжаются стычки и конфликты внутри
труппы; оркестранты театра им. Немировича-Данченко из-за неполучения жалованья в срок срывают спектакль; артисты одного из известных театров в помещении этого театра организуют выпивку.
Факты эти неодинаковы по своему значению и результату. Их отрицательному общественному влиянию активно противостоят факты иного, положительного порядка из деятельности молодых, рожденных в революцию и полных твор
ческого пролетарско-революционного энтузиазма театров, выросших из недр подлинной самодеятельности и сохранив
ших ее классовое существо, а также отдельные мероприятия некоторых других театров и групп профессионального молод
няка, постепенно вливающегося в старые стены буржуазного наследия. Пролеткульт и Трам вместе с комсомольской газе
той «Смена» заключают социалистический договор с заводом им. Егорова, в театре им. Мейерхольда создается ударная бригада по постановке «Выстрела» и т. д. Это — ростки новой общественности на театре, противопоставленные рвачеству, косной реакционности, консерватизму, аполитичности, кастовой
корпоративности худшей части старого актера. Вот почему сейчас уже мало говорить о воспитании отдельного «актераобщественника». Мы должны ставить вопрос шире и глубже. Театр в его целом, как творческий целеустремленный коллек
тив, должен стать составным слагаемым политической работы, проводимой рабочей общественностью на путях социалистического переустройства нашей страны. Какие пути к тому? Они в основном должны быть те же, по которым строится широкая рабочая общественность.
Соц.-соревнование, ударные бригады, «легкая кавалерияуже нашли себе место в целом ряде наших театров. Но если на фабрике и заводе все это идет естественным порядком, вырастает органически из всей системы работы, то в театр все
это часто проникает как результат механического перенесения, как случайный «идеологический» довесок к прежней деятельности, как необходимая «дань времени». Идея социалистиче
ского соревнования, поднятия производительности и даже идея взаимного шефства не вошли еще в глубь его, не впитались в сознание отдельных работников, не проникли в существо совершаемых ими поступков, ложно воспринялись в целом ряде случаев.
Производственный критерий оценки заводского рабочего создается в зависимости от его интенсивности в работе. Но, ограничиваясь исключительно этим в определении ценности
рабочего, мы скатились бы к обычному делячеству. Не узко профессиональное квалификационное отношение к работе нужно нам. Требуется сознание того, для чего все делается, необходима ясная и отчетливая перспективность и устремлен
ность совершаемой работы. Такое же сознательное отношение (наряду с соответствующей трудоспособностью) к тем ценностям, которые создаются, обязательно и в театре.
Мы соответственно с этим перестраиваем формально-идеологическую «инженерию» театра, видоизменяя его внутреннюю и
внешнюю среду, его существо. Этой цели—быть орудием классовой борьбы в интересах пролетариата—должен служить те
атр в наши дни. Все средства театра пользуются нами всегда в интересах выявления основной идеологической темы спек
такля. Игра актера должна строиться в соответствии с нашими классовыми требованиями. Для сознательного отношения к выполнению этого необходимо воспитание нового, пролетарско
го мировоззрения среди актеров (в первую очередь, конечно, среди молодежи), усвоение ими основ марксистской диалектики. Воспитание не должно замениться принудительным обучением.
Отчуждение театров от окружающей оостановки, их общественная изолированность, способствующая выработке актера-индивидуалиста, эстествующего «мастера», за последнее время несколько ослабилась в связи с устройством культпоходов, принятием шефства театральных организаций над за
водами и фабриками и т. д. Но совершенно прав А. П—ский, говоря в своей статье «Театральная молодежь на штурм кон
серватизма», что гораздо целесообразнее установление обрат
ного шефства рабочих над театром. Это заставит проникнуть в театры свежую атмосферу пролетарского влияния, принудит театр, не поспевающий подчас за жизнью, ближе соприкоснуться со своим зрителем.
В первую очередь именно театральная молодежь должна разработать вопрос о правильной организации своего произ
водства и укреплении связи со зрителем, на которого оно ориентируется. Следует установить сеть ударных бригад на фронте искусств. В ТИМ’е бригада организовалась в ответ на вызов конференции ударных бригад Сормова. Задача ударных бригад и инициативных «ядер» в театре—это быть аванпостами в бытовой и производственной реконструкции театра, непосредственными выразителями и выполнителями «на местах» стремлений рабочего класса к созданию социалистического искусства. В некоторых молодых театрах, соревновавшихся во время гастральных поездок по провинции, представлявших большой общественный интерес и имевших огромное культурно-политическое значение, создались «штабы
социалистического соревнования», составленные из выборных низовых работников данного театра, ответственных за ход со
ревнования у себя. После возвращения театров в Ленинград эти штабы кое-где сохранились и продолжают функционировать (Пролеткульт). Такие штабы следует организовать и в других театрах, расширив их состав и вовлекая в него все большее и большее число членов коллектива и обратив их в ячейки по перестройке театра, способствуюище его общественному сближению с нашей действительностью. Кстати, га
строли театров в провинции послужили им хорошим уроком. Они убедительно показали еще раз, сколь огромными возможностями располагают организмы театров и сколь велик
общественно полезный результат, если они эти возможности правильно и целеустремленно используют. Опыт гастролей по усилению связи с зрителем, по повышению общественно-худо
жественного качества спектаклей—надо перенести во все театры.
Театр, как целеустремленный общественно-активный коллектив — боевой лозунг и проблема сегодняшнего дня. Идеалистическое эстество, политическая реакционность, сословнобытовая косность активно мешают социалистической рекон
струкции театра в целом. Только следствием налаженной
классово-направленной общественности в театре мы добьемся
необходимых нам результатов от художественного творчества, строющегося в интересах рабочего класса.