ЗА РАЗНООБРАЗНЫЙ ТЕАТР

(Совершенно частное мнение в полном дискуссионном порядке)
Характерным отличием современного метода оценки театральной продукции является наличие совершенно конкрет
ных требований, предъявляемых к каждому оцениваемому спектаклю.
Формула гласившая, что «каждое произведение искусства нужно судить по законам, из него вытекающим»,
уступила место требованию судить произведение искусства по законам, для него приготовленным. Это обстоятельство за
ставляет особенно внимательно подходить к определению этих законов. Малейшая ошибка или недосмотр ответственной теа-критики, отражаясь на производстве, может нанести существенный ущерб.
Мало того, театру, как и всякому иному виду искусства, как и всякому растущему и развивающемуся делу, свой
ственно приносить, помимо достижений, предусмотренных и заказанных, полезные плоды, которые не могли быть предусмотрены, потому что они не значились еще в каталогах, не имея, быть может, еще своего названия.
Этот элемент новизны и неожиданности совершенно необходим искусству, так как в искусстве точная отстоявшаяся теория обычно приходит лишь вслед за практикой. Подобно тому, как в хозяйственных планах отводится место непредви
денным убыткам (утечка, усушка), в планах художественных нужно отводить место непредвиденным прибылям и достижениям.
Когда мальчику шьют штаны, их нужно кроить не точно по мерке, а на вырост, учитывая рост молодого организма. Иначе одежда, еще не сносившись, окажется негодной, не налезая на выросшего обладателя ее.
Впрочем, в наши дни это явление в свою очередь принесло неожиданную, но нерадостную разновидность. Выпуск критических штанов одного, строго определенного размера заставил театральных мальчиков регулировать свой рост приме
нительно к штанам. Иным удалось просто задержать свой рост.
Эту способность применяться к внешним формам можно использовать и в положительном смысле. Нужно попробовать сшить этим гибким ребятам большие штаны с запасом и этим побудить их к быстрому росту. Другими словами, увеличив требования, мы ускорим развитие. Но о требованиях следует внимательно подумать.
жат совершенно различным целям В периоды подъема, при существовании единой общей цели, все театры должны быть направлены к этой цели, но отнюдь не должны сливаться, превращаясь в единый театр.
Если и не все дороги ведут в Рим, то во всяком случае несколько, и не следует их загораживать, оставляя лишь одну, так как на этой одной будет теснота и давка.
От каждой данной болезни существует целый ряд лекарств. Их прописывают применительно к больному. Советский театр, призванный врачевать болезни и язвы нашего быта, не должен суживать своей аптеки. Одно и то же содержимое может быть подано в многообразных формах. И, наверное, среди колоссального числа пациентов-зрителей совет
ских театров намечаются одни группы, которым следует вливать горькое лекарство прямо в рот, и другие, которые его выплюнут, если его не заключить в некую развлекательскую облатку. Да, наконец, и лекарства бьшают различные. От всех болезней не лечат хиной.
Советский театр внешне богат жанрами. Драма, опера, балет, оперетта, мюзик-холл. Так и Чичиков был богат кре
стьянами. Одна небольшая деталь портила дело. Крестьяне были мертвые. На поверку все богатство составлял один. Но так ли обстоит дело и у советского театра? Пора отдать себе отчет, что единственным живым жанром советского театра является драма. Весь путъ и развитие советского театра строго ограничены руслом драматического театра. Три загри
мированных мертвеца и один мертворожденный выкидыш продолжают украшать «ревизские сказки», и даже кое-кому удается порой получить ссуду под эти мертвые души, но фактически только драматический театр можно всерьез при
нимать в расчет, и только он выполняет свою социальную функцию. Характерно в данном случае и общественное отношение к покойным театрам. Пониженные требования к тема
тике. Терпимость. Вместо узких штанов—саван. По инерции периодически пробуют что-то требовать, чего-то добиваться. Мертвеца подымают, ставят в живую позу, он опять падает! Зрелище отвратительное. И совершенно безнадежное.
Тем временем драматический театр осознал себя единственным театром современности, обязанным выполнить все требования, современностью предъявляемые. 12 лет пройден
ного пути научили его простой истине, что трупы не работают и не плодятся.
Сознание своей ответственности, необходимость ответить всем театральным запросам страны—привели к интереснейшему факту. Внутри драматического театра стали заро
ждаться недостающие театры. Указания на это можно найти в многочисленных рецензиях, отзывах, декларациях. Порой театр пугается этого явления. Один режиссер, как огня, боится, что его хороший спектакль назовут мюзик-холльным. Другой в предпремьерном покаянии стыдливо предупре
ждает, что его спектакль носит характер ревю, и, видимо, очень этого стыдится, В одном драматическом спектакле критика подозревает основы оперы будущего, другой драматический театр замечательно ставит оперетты, но располагая даже необходимыми, казалось бы, силами, по старается пере
межать это чисто драматическими спектаклями, что ему удается гораздо хуже.
Эта боязнь, этот стыд, ошибочно поддерживаемый прессой, сильно тормозит нормальное развитие этого явления.
Надо, наконец, попять простую истину. Нам нужны новые театры новых различных жанров. Родит эти театры может только театр высокой, но при этом современной культуры, т. е. театр драматический. Мертвецы не рожают.
В какие внешние организационные формы выльется это явление, сказать еще нельзя. Будут ли наши лучшие театры чередовать в своем репертуаре спектакли разных жанров, вы
делят ли из своего организма новые молодые организмы иного жанра или просто специализируются сами на какомлибо наиболее им присущем жанре,—покажет будущее.
Сейчас период беременности. Убедительная просьба к критике—не бейте по животу.
Поймите, что именно эта беременность драмтеатра новыми театрами приводит к разнообразным формам спектакля.
Советскому театру нужен служащий единой цели развлекательный театр на ряду с другими театрами. Доказательством этой нужности служит существование недопустимых по качеству развлекательных театров.
Правильнее примириться с хорошим развлекательным спектаклем, родившимся в непредназначенном ему театраль
ном здании, чем душить младенца во имя устаревшей «табели о жанрах».
Не надо бояться разнообразия формы.
Но надо стричь под одну гребенку. Пользуйтесь машинками дли стрижки волос хотя бы трех различных номеров.
Н. АКИМОВ
***
Деление на различные жанры было присуще театру в отдаленнейшие времена его существования. Следует думать, что погребальные игры первобытных народов существенно отли
чались от свадебных или военных. С усложнением культуры могла происходить лишь дальнейшая диффференциация театров. Во времена упадка, разложения, разные театры слу
представляется совершенно нелепой надежда найти у них помощь и поддержку. Здесь мы имеем дело с прямой недооценкой политического врага.
Переживаеый нами реконструктивный период не может не ■определить и позицию театра на фронте борьбы с религией. Мы боремся за твердого, знающего, чего он хочет, понимающего, куда он идет, человека. Мы воспитываем материали
стическое сознание не для того, чтобы нивеллировать, срав
нять, уничтожить человеческую индивидуальность. Процессы экономического переустройства происходят быстрее процессов
перефомирования человеческой психологии. Тема одиночества, ■беспочвенных колебаний должна еще будет быть поставлена театром во всей ее серьезности и глубине. Если мы можем ■объяснить религиозное упорство попов соображениями материальными, как это обычно делается в нашей драматургии, то «объяснить этими же соображениями всякую религиозность ■было бы непростительным легкомыслием. Не всегда и культурность предохраняет от обращения к богу. Это нужно учитывать. Религия в огромной своей части питается расхлябанным, неотстоявшимся, неоформившимся мировоззрением широких масс. Для того, чтобы отвлечь от бога, как от источ
ника всяческих благ и поддержек, прежде всего мы должны поднять борьбу за человека с совершенно точным, цельным и конкретным мироощущением.
Против плаката, против несерьезного «сатиризма»—за углубленное и действенное раскрытие всех этих первопричин тяги к богу!
■Не «возмущать», не «отображать» и даже не призывать к борьбе, но самому бороться—вот роль, которая предстоит на наш взгляд театру на антирелигиозном фронте. Это следует твердо запомнить, из этого нужно исходить, на этом нужно строить свою работу театрам, которые еще только наполовину ■выполнили свое огромное дело по борьбе с «полпредами господа бога».
С. ЦИМБАЛ.