„ИСКУССТВО НАРОДНОСТЕЙ СИБИРИ“

В Гос. Русском Музее открыта выставка »Искусство народов сибири“. Экспонаты выставки, размещенные в 4-х залах музея, состоят из рисунков и скульптуры студентов Севфака и „вещей с мест“, привезенных в большинстве задолго до революции. Экспонируемый материал представлен
с достаточной полнотой на выставке мы находим живо
пись, скульптуру, предметы домашнего обихода, фотографии, географические и экономические карты и т. д. Каж
дый зал снабжен объяснитель
ными таблицами; кроме того изданы листовка и сборник статей, посвященных вопросам искусства северных народностей.
Казалось бы, комплексный подход выставки, столь нуж
ный в наше время,— время реорганизации художествен
ных музеев, должен бы быть показательным для всех других музеев. К сожалению, ложные принципы, на основе которых делалась выставка, лишают ее прогрессивного значения.
Материал выставки распланирован по принципу национальности, причем „национальность“ дана вне ее
исторического развития. Рисунок тунгуса, напр., сделанный им в начале 20-го века, висит в одном зале с рисунком тунгуса-студента Севфака. Естественно, что, несмотря на все объяснения таблиц, мы не находим единого стиля у данной „народности“
Выставка совершенно не отражает преобразований Октября, не дает понятия о новом быте, о новом искусстве. Вспомога
тельный материал—фотография—дан в чисто эстетском плане и потому лишен активного начала. Все фотографии дают нам „живописные виды“, пейзажи севера, либо „народные типы“ туземцев. „Нет не одной фотографии хотя бы
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДУХОВ(Рисунок на материи)
избы-читальни, туземного совета. В листовке мы читаем, что на севере „проводится землеустройство... развиваются различные виды кооперации“ и т. д, но это... только видно по листовке—экспонаты выставки говорят о другом. „Эстетство пронизывает всю выставку; связанное идеологически с упадочническими настроениями мелкой буржуазии, оно преподносит нам материал во вредном и чуждом освещении.
На выставке большая часть экспонатов принадлежит студентам севфаковцам, учившемся от года до 3-х лет на Севфаке. Естественно, что студенты в значительной мере потеряли свой „национальный облик“ с одной стороны, а с дру
гой среди них ярко намечаются „профессионалы“. Возни
кнет поэтому вопрос, целесообразно ли было устроить эту выставку, как выставку „искусства Серера“.
Ложные выставки неминуемо отражаются на неправильности заключений о „стиле искусства“ той или иной народ
ности. Так, напр., в зале гольдов объяснительная таблица говорит нам о том, что гольдскому искусству свойственны следующие черты: статичность, отсутствие пространственности, декоративность, симметрия и т. д. Стоит только посмотреть на приведенные здесь иллюстрации, чтобы убедится в обратном. В одной и той же витрине экспониро
ваны и плоскостные, и пространственные рисунки гольдов или тунгусов. Большей частью указанные выше стилевые особенности принадлежат дореволюционному искусству, в рисунках же севфаковцев, наряду с данными чертами, наличествуют и диаметрально противоположные (см. витрины „графика гольдов , „графика тунгусов“ и т. д.).
ИГРА В ХОККЕЙ
(Цветной рисунок)
Объяснительные таблицы, развешенные в большом количестве в выставочных залах, составлены методологически совершенно неграмотно. Приведу несколько выдержек: „В ри
сунках тунгусов—севфаковцев наблюдается особый порядок, (ритм)... теплая красочность... это объясняется теми вещами (!), которые окружали его с детства“; „На одних рисунках гольдов замечается связь с теми украшениями (орнамент), ко
торые они дома видели на одежде, утвари и т. д.“ Итак
стилевые особенности искусства той или иной народности обгоняются влиянием орнамента предметов домашнего оби
хода. Чем же обгоняется стиль орнамента? На этот вопрос таблица ответа не дает. Развешенные тут же экономические карты как будто красноречиво говорят об „определяющих факторах“, но стоит прочесть таблицу, относящуюся к искусству монголов и тувинцев, чтобы по
нять, в каком плане разрешаются корен
ные вопросы. „Все рисунки, — читаем мы,—как бы делятся на две группы. На одних отражается влияние ламайского религиозного искусства... на других вли
яние города“. Какая соц-экономическая сущность скрывается в принципе деле
ния „города“ и „религии“ — остается неизвестным.
Стоит только бегло просмотреть хотя бы первую статью сборника „Искусство народов Сибири“, чтобы сразу опреде
лить идеологическую подкладку всей выставки.
Уже по тем немногим замечаниям, которые разбросаны в статье (автор Н. Пунин), мы можем с достаточной полнотой убедиться в идеалистиче
ском мировоззрении автора. В развитии искусства, оказывается, первостепенное значение имеет „художественная тради
ция“ (очевидно, поэтому именно на выставке рисунки дореволюционного вре
мени „мирно уживаются“ с рисунками студентов севфака). Из этой статьи мы узнаем, что в Европе вплоть до второй половины 19 века в искусстве была осо
бая „ренессансная форма“, которая ушла с исторической сцены, как только столкнулась с „миром новых форм“, „Но
вые формы“-это искусство отсталых народностей. Давая характеристику этому
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДУХА (дерево)