Отсюда единственный выход для эстрадника: лицом к рабочему! И не только идеологически (всегда по
чему-то начинают с идеологии), но и „физически“. Потому что только второе даст первое: бытие определяет сознание.
Теперь во всей полноте должен быть поставлен вопрос: как это сделать? Путем ли „методической“
комиссии, экскурсий на завод или путем создания „лаборатории“ по переподготовке эстрады с обязатель
ным изучением политграмоты, рабочего быта, вопросов современности (мы склонны считать последний метод
наиболее рациональным)—об этом теперь мы должны думать. За это дело должны взяться, так как ясно, что эстрада не умрет и не должна умереть. И мы уверены,
что подумав (будем думать, высказываться и делать вместе) эстрада выход найдет. Ибо она его ищет.
МИХАИЛ ПАДВО.
О художественной работе в деревне
Вопросам художественной работы в деревне в настоящее время начинают уделять внимания все больше и больше. Это, конечно, вытекает из того осознанного
положения, что темп социалистического строительства в деревне, обуславливаемый целым рядом экономических предпосылок (машинизация с.-хоз. производства, электри
фикация и кооперирование деревни), в сильной степени зависит и от культурно-просветительной работы в деревне.
Подразделом этой работы является художественная работа в деревне, находящаяся в настоящее время в зачаточной стадии своего развития.
Когда мы говорим о художественной работе в деревне, то под этим термином мы можем подразумевать два различных понятия. С одной стороны, мы можем иметь в виду непосредственную активность деревенских масс, выражающуюся в различных видах деревенской клубной работы и в строительстве деревенского само
деятельного театра, а с другой—организованную худо
жественную помощь города деревне, вытекающую из общих политических установок современности (лозунг: „лицом к деревне“).
Деревенская клубная работа и деревенский самодеятельный театр—явления, уже частично освещенные в
нашей печати. В этой области деревней сделано не мало, но все дело в том, что при бедности деревни
культурными силами эта активность масс не получает должного выявления, и зачастую сама работа обречена па жалкое прозябание.
Пишущему эти строки пришлось проработать в украинской деревне летом и осенью минувшего года. Общее впечатление от деятельности местных драмкруж
ков таково, что они переживают в настоящее время стадию развития, во многом напоминающую начальную стадию наших столичных рабочих драмкружков (характе
ризуется примитивными символическими постановками). Перейти же на работу, отвечающую современности и реальным запросам деревни, драмкружкам очень трудно,
вследствие отсутствия мало-мальски сносных политичечески-грамотных руководителей и вследствие отсутствия необходимой литературы. Даже в сравнительно культур
ных уголках, где сказывается влияние заводской про
мышленности (гл. обр.—сахарной, а также кожевенной и меловой), клубная художественная работа страдает от отсутствия необходимых руководителей. Тут, обыкновенно, подвизаются приглашенные „режиссеры“ весьма
сомнительного качества, которые вкупе с местной буржуазно-мещанской интеллигенцией насаждают театральную „любительщину“, ничего не дающую ни заводским рабочим, ни крестьянам, приходящим в клуб.
Как общий вывод из всего этого—это страстная нужда деревни в руководстве, в культурных работниках.
Город, наконец, должен сделать нечто реальное. И сейчас уже появились в печати сведения о напра
вляющихся в деревню актерских коллективах, с целью проведения там ряда постановок и спектаклей (напр., предполагающаяся поездка „Синей Блузы“, см. также № 50 „Жизни Искусства“). Но это—паллиатив. Организационная помощь города деревне несомненно пред
полагает посылку в деревню постоянных работ
ников в области клубной художественной работы.
Откуда взять этих работников? Это—вопрос уже технический и во всяком случае разрешимый. Отметим
хотя бы такую деталь. Наши художественные Вузы, а также и техникумы выпускают в настоящее время (или
вернее: начинают выпускать) различных инструкторов и руководителей в области художественной работы. Спра
шивается, едут ли эти инструктора хотя бы в район волости или в самую волость, или даже в уезд—для непосредственной организации на местах клубной худо
жественной работы? Нет, к сожалению, не едут или едут в очень незначительном количестве. Они предпочитают „околачиваться“ в крупных городах, питаясь спо
радической работой, увеличивая кадры безработных (ибо художественных работников в городе хватает и без них) и остроту жилищного кризиса.
Правда, в современной деревне и по настоящее время существует целый ряд факторов, неблагоприят
ствующих ведению культурно-просветительной работы (наприм.—материальная необеспеченность работников
в этой области), и государственные органы, конечно, должны учесть эти обстоятельства, прежде чем вырабатывать план снабжения деревни художественными ра
ботниками. Но вместе с тем необходимо констатировать, что в рядах этой художественной интеллигенции наблю
дается упорная привязанность к городу, вытекающая из того убеждения, что „счастливую звезду“ расцвета сил и применения способностей можно обрести только в городской обстановке.
Печальное заблуждение! Деревенская действительность таит в своих недрах неиссякаемый источник воз
можностей, и надо только иметь желание подойти к этому источнику и направить его в надлежащее русло.
Надо в конце концов от автоматического поднятия рук на собраниях и вынесения всевозможных красочных резолюций о помощи деревне перейти к непосредственной реальной помощи. МИХ. БЫСТРЫЙ.