Профсоюзы и театр

(К пятилетию Театрально-Художественной секции
Культотдела Л.Г.С.П.С.)
Пятилетие деятельности Театрально-Художественной Секции Культотдела ЛГСПС дало повод для устройства театральной выставки в стенах Дворца Труда. Отчетные диаграммы, схемы, обширный материал по постановкам передвижных театров и студий, обслуживающих рабочие клубы, статистика и образцы производства наглядно отражают огромную работу Культотдела за период времени с января 1921 года по январь 1926 года. Для социолога и историка современного театра здесь собраны данные необычайно ценные и поучительные. Не имея возможности исчерпать в краткой статье все многообразие собранного и искусно выставленного материала, заслуживающего быть обследованным в специ
альной монографии, попытаемся указать на важнейшие факты и подвести хотя бы предварительные итоги.
Прежде всего необходимо отметить, что, обозревая работу Культотдела за отчетное пятилетие, мы встре
чаемся с совершенно новым фактором социальной жизни
русского театра. Пред нами встает, впервые в истории России, лицо организованного зрителя. Распределяя театральные билеты между членами профсоюзов, Культотдел осуществил громадную работу по организации зрителей, постепенно развивал ее до мощного размаха.
Цифры сами говорят за себя. За пять лет (1921— 1926) распределено билетов в театры: 3.054.160, в кино 2.869.993*), а всего 5.924.153 билета. Около шести миллионов билетов за пять лет! Причем с 1921 г. наблюдается непрерывный рост распределения, удваи
вающегося (для театров) к 1925 году. Насколько широко развернулась работа по снабжению членов профсоюзов билетами видно из того, что за 1925 год распределено билетов:
За этими цифрами стоит огромная организаторская работа, проведение которой требовало опыта, энергии и умения. За этими цифрами стоит нарождающаяся у нас театральная общественность, явление новое в нашей
театральной жизни, которому, без сомнения, предстоит сыграть важную роль в судьбах Советского Театра. Мы впервые сталкиваемся здесь с возможностью конкретно ощутить зрителя, учесть его количество, его состав, его интересы и потребности. Из бесформенного „чудища“,
из неопределенной массы „публики“, здесь начинают обрисовываться ясные контуры, поддающиеся учету и
научному обследованию. Имея в своем распоряжении достигнутую организацию, можно и должно итти дальше, совершая постепенно переход от учета количества к учету качества и тем самым оказывая решающее влияние на все направление нашей театральной жизни и театральной политики.
Для нас несомненно, что наличие такой мощной организации, какой удалось достигнуть Культотделу Профсоюзов, пропускающему через свои органы 2 1/2 миллиона посетителей в год, неизбежно влечет за со
бою оздоровление театра, не только в хозяйственном, но и в художественном отношении. Мы считаем, что Культ
[*)] Распределение билетов в кино началось с 1923 г.
отдел есть не только орган распределения дешевых билетов, но обладает мощной силой, определяющей и качество художественного производства. Если истекшие годы ушли преимущественно на организацию количества, то ближайшее будущее открывает широкие перспективы
воздействия на качество. Признаки, подтверждающие данное положение, заключены уже в деятельности Культ
отдела за отчетный период. Стоит только присмотреться к цифрам, повествующим о гастролях московских театров в Ленинграде, осуществленных по инициативе Культотдела. Приведем полностью интересующие нас данные. Гастролировали следующие труппы:
Здесь пред нами уже факт не количественного, а качественного порядка. Ибо Культотделу Ленинград обязан тем, что он мог ознакомиться с достижениями театрального центра Советской России—Москвы и тем самым приобщиться к лучшему, что имеется сейчас в европейском театре в целом. Влияние этих гастролей
как на образование художественного вкуса зрителей, так и на театральную практику ленинградских театров неоспоримо и известно по опыту каждому зрителю.
Те же цифры повествуют об эволюции восприятия зрителя на протяжении последних лет и свидетельствуют о том, что Культотдел строил и учился, учился и строил. Еще в 1924 году эстетский Камерный театр с чуждым современности репертуаром привлекает больше зрителей, чем революционный и „левый“ театр Мейер
хольда, который и приезжает в Ленинград не по вызову, а по собственной инициативе, за свой страх и риск.
Но уже в следующем—1925-м году — соотношение сил меняется, и театр Мейерхольда приглашается Культотделом и стоит на первом месте среди гастролеров, до
стигая рекордной цифры в 43 тысячи зрителей—членов профсоюзов.
Что из этого следует? Прежде всего то, что каждый, кому дорог революционный театр и мастерство его до
стижений, без особого труда учтет, сколь многим он обязан Культотделу Профсоюзов. А затем также и тот факт, что инициатива Культ-отдела является важным и существенным стимулом в деле повышения художественного уровня театральной жизни Ленинграда.
Из осознания этих моментов определяются и перспективы дальнейшей деятельности Культотдела. Углубление и расширение ее в сторону качественного воз
действия на театральную жизнь является, на наш взгляд, важнейшей задачей на ближайшее будущее. Сей
час необычайно важно развить в сознании каждого члена профсоюза, пользующегося распределительным аппа
ратом Культотдела, ясно осознанное убеждение, что он является не только простым потребителем, но и соучастником в строительстве Нового театра. Что поддер
живая начинания Культотдела он не только обеспечивает себе дешевое место, но и определенным образом помогает повысить культуру театра в целом. Для осущест
вления таких заданий требуется, конечно, усиление деятельности Культотдела в сторону распространения не только театральных билетов среди своих сочленов,