„ЗОРЬКА“

В ТЕАТРЕ РАБОЧЕЙ

МОЛОДЕЖИ

Новая постановка ТРАМ’а осуществлена на основе старого драматургического материала. Пьеса «Зорька», первая работа популярного сейчас комсомольского драма
турга Н. Львова, шла в ТРАМ’е года два назад. Сейчас она возобновлена в неизме
ненной авторской редакции, но совершенно переработана в актерском и режиссерском отношениях.
Для чего понадобилась новому, растущему не по дням, а по часам, театру эта пьеса двухлетней давности? Ответ на этот вопрос найти нетрудно. ТРАМ’у «Зорька
интересна, как драма, ставящая большой и сложный индивидуальный конфликт (борьба между личным чувством и обществен
ным долгом у комсомольца и комсомолки, деятелей эпохи гражданской войны), даю
щий материал для углубления актерской работы трамовского молодняка. Проблема углубления и уточнения актерской техники является боевой для сегодняшнего ТРАМ’а. Лозунги брошены, атака произведена, по
зиции заняты, — надо заботиться о их укреплении.
ΤΡΑΜ уже завоевал себе определенное место на нашем театральном фронте, — место почетное и ответственное, на самом боевом его участке. Опасно было
бы успокоиться и примириться на этом. Нужно начать серьезную и углубленную работу над самими собой, над человеческим материалом, над системой своего актерского исполнения. ΤΡΑΜ должен со
здать свою актерскую школу и технику, ибо эта последняя определяет, не меньше режиссерских и драматических достижений,
стиль данного театра. Постановка «Зорькии проникнута этим стремлением к уточнению и фиксации стиля актерского исполнения. В этом — ее смысл и серьезное, принципиальное значение.
Драматург давал благодарный материал для актерской работы. В основе его пьесы именно такой большой, сложный мотив борьбы в индивидуальном сознании определенных героев. Но эти герои не оторва
ны от массы, не противопоставлены ей. Нет, они — комсомольцы — выразители характерной для своего класса, для сво
ей среды общественной психологии. Их мысли, чувства, поступки, ошибки, достижения — характерны для данного колле
ктива, действующего в данных условиях. Но эти черты общественной психики, эти особенности классового поведения, так сказать, конденсированы в определенных ли
цах, являющихся полнокровными индивидуализованными представителями комсомольской массы. Работа над подобными ролями педагогически важна молодым ак
терам рабочего профессионального театра. Она ставит задачу не схематизации, а конкретизации и индивидуализации сценических образов, что ведет к разработке простых и экономных, но предельно выразительных и убедительных приемов актерской игры.
Итак, «Зорька» — актерский спектакль. Все здесь построено на актере, на его игре и выразительности. Музыка, свет, вещи, декорации — все содействует актеру, вос
полняет его работу, помогает выявлению поставленных перед ним задач. Кое-кому покажется, быть может, что это — уклонение от исконного пути ТРАМ’а, от основ
ных принципов его художественной работы.
Но это — неверно. ΤΡΑΜ — не «академический» театр, он непрерывно растет и развивается: канонизировать рано его. Ни
кто не может предвидеть тех «путей», по которым пойдет этот первый молодой ра
бочий профтеатр, когда он выработает полноценного рабочего актера-мастера. А на этот путь он сейчас вступил.
Справился ли ΤΡΑΜ с поставленной задачей? В значительной степени да. Углу
бление актерской работы — налицо. Непо
средственность и молодой задор актерского исполнения восполняются детальной раз
работкой сценических образов. Фигуры трех основных персонажей пьесы — Гранин, Зорина, Глухов — нашли в лице Ива
нова, Назарчук и Засорина исполнителей серьезных и вдумчивых. Иванов (Гранин) с большой чуткостью показал внутреннюю борьбу комсомольца, раздираемого проти
воречивыми устремлениями. Он провел своего героя через ряд рифов, показал перерождение комсомольца-активиста в недисциплинированного парня, чуть не сры
вающего большую и ответственную работу
под влиянием овладевших им чувств любви, ревности, зависти, обиды. Назарчук (Зорька) тоже показала своим исполнением большой актерский рост и зре
лость; она дала весьма убедительную фигуру трезвой и деловитой комсомолки, умеющей побороть свое чувство и принести его в жертву — не без мучительной борьбы — своему общественному долгу. Насколько эта фигура лишена прописной морали и схематизма, ясно видно из игры
Назарчук в последнем акте, когда, сквозь гнев и презрение общественницы к забыв
шему свой комсомольский долг Гранину, у Зорьки прорывается мучительное, всемерно подавляемое, чувство любви к нему и страх за его почти неминуемую гибель. И столь убедительно проработана Засориным фигура выдержанного, стойкого ком
сомольца Глухова, а Консоном — тип бузливого непокорного Шурки. Талантливый Виноградов, неизменный любимец трамовской публики, с обычным задором и непо
средственностью сыграл явно написанную для него роль весельчака-балагура Леньки — «Рыбки».
Крепнущий актерский ансамбль ТРАМ’а и индивидуальные достижения исполнителей главных ролей находят себе превосходное восполнение в постановочной стороне спектакля. М. В. Соколовский проявил по обыкновению громадную изобре
тательность в смысле разработки приемов режиссерского оформления «Зорьки». Син
тетически стиль ТРАМ’а, вовлекающего в круг возбудителей, вместе с синкретизмом актерской техники (слово, пение, пля
ска), также музыку, свет, движение вещей и декораций, нашел в данном спектакле небывало яркое и эффектное выражение.
Прекрасная массовая сцена бузы и драки во II акте, когда нарастание эмоции пере
дается от движущихся актеров к музыке, а от нее к колебательному движению самих декораций — является не просто удачным режиссерским трюком, а закономерным выражением исконного для ТРАМ’а стремле
ния к синтезу всех элементов спектакля, к построению некоей сложной сценической
симфонии, в которой звук, свет, цвет и движение восполняют друг друга, сливаются или переходят один в другой для передачи нужного эффекта.
Очень интересно использование в данном спектакле музыки и звукомонтажа (композитор Н. Двориков). Здесь намечен прием «музыкального резонанса», подчеркивающего определенные моменты актер
ской игры, устанавливающего то или иное отношение к данной сценической ситуации, своеобразно осмысляющего ее, подчас даже опережая те или иные проявле
ния актерской эмоции. Прекрасный эффект создает применение «терменовокса», для
звукового оформления происходящего за сценой в последнем акте сражения комсомольцев с бандитами. Сочетание термено
вокса, барабана и мелькающих световых лучей создает зрелище, еще не виданное на нашей сцене.
Наименее интересны в «Зорьке» декорации. Они мало выразительны, а подчас— просто слабы (задник последнего акта). Но использованы они в режиссерском отно
шении весьма изобретательно. Отметим здесь удачный прием поворота всех частей монтировки в первом акте, подчеркивающий перемещение актерских групп и дающий возможность разнообразной плани
ровки исполнителей в этой массовой сцене. Наконец, очень хорошо задумана финальная мизансцена III акта — все комсомоль
цы во главе с Семенычем, повернувшись спиной к зрителям, смотрят в даль, на открывающийся перед ними широкий простор полей, озаренных красноватой зарей.
В итоге — интересный, добросовестно проработанный в актерском и режиссер
ском отношении спектакль, укрепляющий позиции ТРАМ’а в области построения син
тетического театра и свидетельствующий о росте его актерской техники.
С. МОКУЛЬСКИЙ