Р Е Ф О Р М А

ОПЕРНОГО ТЕАТРА

Тезисы о реформе оперного театра, выработанные отделами истории и теории театра и музыки Государственного Института Истории Искусств и опубликованные в № 5 «Жизни Искусства», должны привлечь к себе широкое общественное внимание, а также внимание учреждений, ведающих организацией музыкально-театральной жизни нашего Союза.
Отправной точкой тезисов является социальное оправдание оперы, базирующиеся (примечание „а” к п. 4-му тезисов), на наличии «громадного интереса к опере, предъявляемого к этому виду искусства широкими слоями трудящихся и обеспечивающего оперному театру одно из первых мест в смысле посещае
мости». Целью же предусматриваемой тезисами реформы является окончательное оправдание оперы, как современного советского музыкально-драматического представления, на нее сто процентов находящего отклик у современного и грядущего рабочего зрителя. Вот для достижения этой-то окончательной цели тезисы и предлагают ряд практических мероприятий, распадающихся на три основных группы: 1) реконструкция
оперы в творчески-художественном отношении, 2) производственная реформа оперы и з) техническая реформа этого дела.
В группу вопросов реконструкции оперы в творчески-художественном отношении входят следующие наиболее существенные вопросы: 1) вопрос о создании новой тематики и новых оперных жанров и 2) вопрос о приближении старых опер к современности. Эти два вопроса, в сущности, обнимают и обусловливают собою все остальные вопросы реформы оперного театра, непосредственно вытекающие из них. И, поскольку в вопросе создания новых оперных форм авторы тезисов стоят на правильной точке зрения, постольку же во втором вопросе, в во
просе о приближении старых оперных форм к современности их позиция требует значительного укрепления и выяснения. Можно почти категорически утверждать, что не будь у нас наблюдающегося сейчас творческого оперного кризиса, мы не подменивали бы понятия творчества новой оперы понятием при
ближения классических оперных произведений к современному зрителю, во всяком случае не делали бы на этом занятии того преувеличенного акцента, который мы на нем делаем сейчас.
При условии нормального прогресса нашего оперного творчества мы имели бы совершенно безболезненное разрешение вопроса о приближении старых опер к современному пониманию. Это произошло бы потому, что мы тогда имели бы созданным новый стиль новой оперной эпохи, который, естественно, оказал бы влияние и на наше восприятие старых, но художественно и
идеологически ценных оперных произведений, что немедленно отразилось бы и на их сценическом оформлении. Вся беда на
шего времени заключается в том, что пытаются создать стиль новой оперы прежде создания самой новой оперы. Эга ошибка лежит в самом основании вопроса об осовременении старого оперного репертуара, вопроса, который не сможет быть хоть
сколько-нибудь удовлетворительно разрешен до изжития современного оперного кризиса в области творческой.
Одним из средств к изжитию этого кризиса тезисы предлагают учреждение при оперном театре должности специального заведующего литературной частью (п. 5). Этот заведующий, по мысли авторов тезисов, должен упорядочить работу по созда
нию советского оперного либретто как первой предпосылки к со
зданию советской оперы. Средство это относится к разряду
сравнительно мелких практических предложений и не всегда может оказаться действительным. Опыт Москвы, где таковые заведующие были и где вообще наблюдается засилье либреттистов над композиторами, показывает, что найти такового заве
дующего чрезвычайно трудно и что если этот заведующий не музыкант вообще и не передовой музыкант в частности, то вряд ли его работа будет достаточно полезной.
Вопрос производственной реформы оперы распадается на три главных вопроса: 1) создание нового дирижера. 2) создание нового режиссера и з) создание нового артиста-исполнителя. Положение с этими тремя вопросами, как и положение с вопросом о создании новой оперы, не во всех отношениях благоприятное. Особенно же неблагоприятно оно в Москве, где оперный театр находится не в состоянии строительства, а в состоя
нии крайнего художественного и административного упадка.
Полное разрешение всех этих вопросов будет возможно только при тех условиях, когда вся производственная работа наших театров будет производиться над действительно новым, худо
жественно-ценным оперным материалом, а не над суррогатами его, к числу которых надо отнести также и опыты замены рево
люционных опер «революционизированными» постановками старых опер. Но, обращаясь к фактам текущего дня, нужно при
знать, что такие мероприятия, как освежение режиссерского и дирижерского состава (п. 7) и как повышение общей квалификации и культурного уровня оперного актера вообще и повыше
ние специальной квалификации современного оперного актера в частности (п. 8).—являются насущнейшей необходимостью нашего текущего дня. Если мы путем перепостановок старых опер не сможем создать стиля новой оперы, то путем подготовки молодых дирижеров, режиссеров и исполнителей, трени
руемых как на старом, так и на современном репертуаре, не исключая и новейших достижений в области оперного твор
чества, мы и можем, и должны создавать кадры исполнителей, вполне готовых и способных к воплощению в жизнь творческих идей композиторов советской оперы в тех ее достижениях, которые пока еще только предугадываются нами, когда мы говорим о цели реформы нашей оперы.
Необходимость технической реформы оперы (п. 10 тезисов), заключающаяся в усовершенствовании зданий оперных театров, оперных сцен и театральных механизмов, равно как и необхо
димость технической реформы всякого другого дела, — ни с чьей стороны, конечно, возражений не встретит, ибо мы, как это ни странно, с большим уважением привыкли относиться к достижениям материальной техники, чем к достижениям художе
ственного творчества, особенно если это последнее выражается в создании новых форм оперного представления.
Определяя, цель и средства реформы оперного театра; тезисы Института Истории Искусств стоят на точке зрения удовлетво
рения запросов современных зрителей, т. е. трудящихся нашего Союза. Тем самым они придают этой реформе значение широчайшего общественного вопроса, от удачного разрешения кото
рого в ближайшее же время зависит вся будущность нашего оперного искусства, стоящего на пороге эпохи советской массовой оперы.
В этой области трудно делать какие-либо прогнозы. Таковых избегают и авторы тезисов. Но здоровая критика существующего положения и наметка ряда верных и ведущих прямо к цели практических мероприятий, составляющие главное содержание тезисов, свидетельствуют о глубоком понимании авторами этих тезисов сущности оперы, как вида искусства, и об отчетливом представлении ими той цели, к которой они стремятся.
Виктор БЕЛЯЕВ
От редакции: статья печатается в порядке обсуждения.
„Морской скетч“
Постановка ансамбля Московского Драматического балета.
Реж. Н. С. Холфин, Рук. Н. С. Гремина.