☚бедимым бойцам за заветы Ленина!

Красная армия и искусство

Сегодня мы празднуем 8-ую годовщину Красной Армии и Флота. Подвиги пролетарских красных бойцов,
отстоявших в долгой и тяжкой гражданской войне советскую страну от белых генералов, от интервенции иностранных капиталистов,—эти беспримерные подвиги, эта беспримерная в мировой истории долголетняя героическая эпопея не нашли себе до сих пор достойного полного отражения в сценическом пролетарском творчестве. Мы подразумеваем крупное, зрелое драма
тическое произведение, широко охватывающеее славную эпоху этой стойкой, неустанной борьбы. Такой пьесы у нас еще нет, несмотря на то, что трудно предста
вить себе более благодарный, более захватывающий сюжет, более близкую и органически связанную с нашей современностью тему.
В пролетарской литературе, в пролетарской поэзии в-особенности, геройская эпопея Красной армии ото
бражалась не раз, но и там она не нашла себе исчерпывающего тематического выявления. В изобра
зительных областях нашего искусства мы имеем еще менее достижений в этом направлении.
Но наш театр более всех отстал в этом отношении. Немногие, чисто, так сказать, эпизодические попытки воспроизведения на сцене великой борьбы пролетарских красных бойцов далеко не удовлетворительны. Великие события гражданской войны уже могут быть взяты теперь в полной художественной пер
спективе; колоссальный исторический материал этих великих дней уже систематизирован и надлежаще по
добран, чтобы ожить и воплотиться под пером творцахудожника, революционного драматурга.
Пора уже нашему революционному театру создать такое крупное сценическое произведение, которое увен
чало бы и увековечило бы в слитном, цельном, ярком образе этот могучий подъем пролетарских масс. И вре
менные неудачи и блестящие конечные победы нашей
доблестной Красной армии и Флота предстают перед нами в целостной яркой картине, полной захватываю
щей суровой красоты и величия. Каждый из многих фронтов недавней гражданской войны может дать революционному драматургу неисчерпаемое количество са
мых ярких и действительных тем и образов. И, вместе с тем, единая динамика пролетарского революционного подъема сливает в одно целое все эти парады великой
гражданской войны—и деникинщину, и колчаковщину, и врангелевщину, и другие военные события, тесно связанные одно с другим.
В полный рост восстают перед нами и отдельные образы великих вождей героической Красной армии и Флота тех вождей, которые сумели организовать, спло
тить и вести к победе вооруженные силы первого в мире пролетарского государства.
И чается нам эта великая эпопея Красной армии и Флота в достойном ее сценическом отображении, разработанном и выявленном во всей широте со
временных театральных достижений и возможностей. Если многообразие и многосторонность исключительно широкой темы была бы не по силам единоличному творчеству, то пускай эта великая сценическая эпопея
будет создана и осуществлена творчеством коллективным, спаянным единым порывом революционного вдохновения. Если она не уложится, не вместится в рамки одного спектакля, пусть то будет задачей двух или трех спектаклей, посвященных одной связной и цельной теме.
Но такое сценическое произведение должно быть создано, должно занять прочное место в нашем революционном репертуаре; над этим заданием должны сосре
доточить свои силы наши революционные драматурги, наши лучшие режиссеры. Только тогда мы сможем достойно праздновать ежегодный великий праздник про
летарской Красной армии и Флота, не ощущая крупного пробела, острого недостатка и досадной неудовлетворенности нашего драматического актива.
И ныне, празднуя годовщину Красной армии и Флота, следует напомнить об этой насущной неотложной за
даче, стоящей в первую голову перед нашим пролетар
ским революционным театром, как кажется, вполне окрепшим, внолне доросшим до возможности ее разрешения.

ГАЙК АДОНЦ.

КРАСНАЯ АРМИЯ

в революционном театре.

Отразить героический быт Красной Армии в плане сценической композиции—задача благодарная, но вместе с тем представляющая немалые трудности. В процессе
работы перед режиссером всплывают соблазны уйти в „мейерхольдовщину“ новейшего времени, в трюкистский детектив, или почить на старых армейских и батальных
сценических штампах, перекрасив их согласно заданиям современности.
За исключением отдельных сценических фрагментов, прямо или косвенно относящихся к быту Красной Армии, нельзя указать ни одной крупной вещи, посвященной Красной Армии, которую дал бы профессиональный театр.
Единственно запоминаются и врезаются в намять некоторые места из великолепной пьесы тов. В. Н. Билля-Белоцерковского „Шторм“ в постановке театра им. МГСПС. Отлично сделанная—литературно и сце
нически — фигура матроса коммуниста, прошедшего горнило гражданской войны и творящего революцию в глухом уездном городке, быт уездной красноармей