Авто-кино и конные передвижки являются своеобразным видом кино - обслуживания маневрирующих частей.
И, наконец — обслуживание территориальных частей, которые, благодаря их формированию на территории деревень, — являются проводником советских идей в деревню.
Говоря о кино-работе в Красной Армии, нельзя не остановиться на той значительной помощи, которая оказывается шефом Красной Армии—Союзом работников искусств, предоставляющим как в плановом порядке, так и периодически-—бесплатный труд членов союза, кино-ленты и пр.
На ряду с проводимой работой по обслуживанию, возникла мысль об организации собственного производства; существующий производственный аппарат в настоящее время является резервуаром тех многочислен
ных серий лент, которые так необходимы для Красной
армии не только для политпросветработы, но уже в военно-учебных целях.
Общими усилиями военного командования, партии и советской общественности эта задача к 9-й годовщине армии должна претвориться в жизнь и явиться одним из важнейших условий повышения обороноспособности Советского Союза.

СЫЧЕВ-АВЕРБУХ.

Музыка и Красная Армия

Из всех родов искусства музыка и в особенности духовые оркестры играют наиболее заметную и неоспоримую роль в жизни Красной Армии.
В самом деле, нет дня, чтобы оркестр красноармейской части не принимал непосредственного участия в плановой работе или событиях Красной Армии. Строевые ученья, прогулки, маневры, встречи, проводы, митинги, революционные, пролетарские, шефские, комсо
мольские и др. годовщины и торжества, спайки, смычки и, наконец, похороны—везде и всюду мы видим присутствие духового оркестра, подымающего революцион
ное сознание, вносящего оживление и придающего особую торжественность всякому моменту в жизни Красной Армии.
Но не так легко и просто было создавать духовые оркестры из наследия, оставшегося нам после империа
листической войны, во время которой инструменты и ноты находившихся на фронте военных оркестров при
шли в полную негодность. (В Центральном военном вещевом складе можно было впоследствии видеть груды духовых инструментов, годных только в лом, т. к. ни один мастер не соглашался их чинить).
Можно было привлечь на службу прежних музыкантов, но ни инструментов, ни нот, ни средств не было.
Однако, едва были утверждены штаты оркестров красноармейских частей, как все музыканты-духовики, как один, влились в ряды красноармейских оркестров, придя с собственными инструментами, а капельмейстеры— со своими нотами. В числе музыкантов оказались даже оркестранты Академических и Государственных театров.
О первых же дней создания Красной Армии появились и военные оркестры, участвовавшие не только в повседневной, но и в боевой ее жизни.
Я думаю, что многие красноармейцы еще помнят, как в те тяжелые, пережитые нами годы гражданской
войны необходима была музыка, вносившая бодрость, энергию и революционный пафос в утомленных порою от нервного напряжения борцов за дело Революции.
В 1919 г. при наступлении Деникина все оркестры выступили вместо со своими частями на фронт. Всем известно, как кларнетист Ян Раглис, заменивший клар
нет винтовкой, сражался на Красной Горке в первых рядах и геройски пал от пули белогвардейцев.
Но старые музыканты и старые капельмейстеры постепенно выбывали из строя. Нужно было создать новое поколение.
В 1920 г. были организованы в Ленинграде Военно- Музыкантские курсы для подготовки музыкантов для
Красной Армии, а также возобновила свою деятельность Морская Музыкальная Школа, подготовлявшая музыкантов во флот. К сожалению, в 1923 г. эти весьма полезные и необходимые музыкально-педагогиче
ские учреждения были расформированы, взамен чего был организован класс военных капельмейстеров на 30 слушателей. Были приглашены специалисты-педагоги и работа пошла полным темпом.
В течение 2-х лет состоялись 2 выпуска красных капельмейстеров, получивших назначение в красноармейские части всего СССР, не исключая Сибири, Туркестана и Закавказья.
Общее сокращение численности Красной Армии повлекло за собою и сокращение штатов военных оркестров. В настоящее время военные оркестры в боль
шинстве частей состоят из 12-ти исполнителей на медных инструментах (вместо прежнего смешанного состава из 27-ми и более музыкантов), а в лучшем случае—из 19-ти чел. Сокращение штатов оркестров, не
сомненно, повлияло на качество репертуара, т. к. при
столь уменьшенном составе духового оркестра пришлось отказаться от исполнявшихся прежде сложных музыкаль
ных произведении. (Я помню в 1921 г. прекрасное исполнение духовым оркестром под управл. Г. Д. Кли
мова уверт. из оп. „Руслан и Людмила“. Теперь это едва ли возможно).
Ахиллесовой пятой в оркестрах и поныне является отсутствие инструментов. Служившие в красноармейских оркестрах музыканты, имевшие свои инструменты, после сокращения перешли в фабричные и заводские рабочие оркестры, где музыкальное дело постепенно успешно развивается.
Для того, чтобы в Красной Армии оркестры не распадались, необходимы, по моему мнению, по примеру военизации ВУЗ‘ов, немедленная военизация Консерваторий с одной стороны и усиленное производство духовых инструментов (фабрика уже налаживается)—с другой.
В Консерватории необходимо восстановить класс военной инструментовки для военных капельмейстеров и класс совместной игры на духовых инструментах, суще
ствовавший до 1923 г. и упраздненный в плане сокращения штатов. Кроме того, в Консерватории необходимо ввести обучение на духовых инструментах, упо
требляемых в духовых оркестрах (альт, тенор, баритон, саксофон и друг.), дабы окончившие Консерваторию студенты, призванные в ряды Красной Армии, могли немедленно влиться в красноармейские оркестры, тем самым пополняя поредевшие ряды красноармейских оркестров. Такая постановка дела в Консерва

тории явилась бы лучшим ее подарком для музыкальной культуры в Красной Армии.

М. ВЛАДИМИРОВ.