Десять лет Госцирка

Государственный Цирк возник в первый же год Октябрьской революции, прошел все испытания в годы хозяйственной разрухи, выдержал их, укрепился и расширил свою сеть на всю территорию советского госу
дарства. На десятый год деятельности Госцирк охватывает своим Центральным Управлением 10 цирков, в том числе
1-ый и 2-ой Московские, Ленинградский, Харьковский, Ростовский, Одесский, Нижегородский, Казанский, Пен
зенский и Тульский. Эта крупная и мощная организация не только работает бездефицитно, но приносит даже солидный доход, достигающий ежегодно полумиллиона рублей.
Самым достопримечательным в этой организации цирковых зрелищ является несомненно то, что она находится в руках государства и государства пролетарского.
Это значит, прежде всего, что у нас положен конец частной цирковой антрепризе, тому хищничеству частных антрепренеров, которое целое столетие эксплуатировало труд цирковых артистов в целях личного обогащения и спекулировало на тяготении широких масс к зрелищу.
Загляните в Америку, в историю американского цирка—
и пред вами сразу предстанет фигура капиталиста-предпринимателя Барнума, применяющего к цирку методы крупного капиталистического производства. Капиталистические тресты овладевают цирковым зрелищем, американизируют цирк, механизируют работу циркача и превращаются в мощные предприятия, высасывающие усовер
шенствованными способами мелкие и крупные монеты из кошелька обывателя. А в Германии прежние постоянные цирки, вроде цирка Шумана в Берлине, отмирают или же влачат успокоенное, вялое существование, подобно цирку Буша, ориентирующегося на националистические спек
такли-феерии, в которых от циркового искусства остается только арена, а все остальное является дешевым отголос
ком упадочного театра. Но зато процветает передвижной, трехманежный цирк Кроне на 10.000 зрителей, цирк, американизированный предприимчивым капиталистом, который доводит зрелище до нелепости путем нагромождения огромного количества номеров и обострения сенсационных трюков. Но это уже не цирк, а механизирован
ная сенсация, укрепленная на остриях сильных ощущений и не имеющая твердой почвы под ногами.
Наш Госцирк вырвал цирковое зрелище из рук частных предпринимателей и раскрыл к нему доступ широ
ким массам, пролетарскому и красноармейскому зрителю, он ввел в цирк рабочие организации и сделал цирковое искусство доступным и малоискушениым в художественных вопросах слоям населения.
Зрелище, искони опиравшееся на смелость, инициативу, изобретательность, ловкость и бесстрашие человека, получает теперь возможность слиться с задачами и де
лами нашего времени, подвергаясь очистке, переоценке и переработке в соответствии с общими задачами культурного строительства на территории СССР. И если на этом широком пути, раскрывающемся у нас перед цир
ком, сделаны только первые шаги, то нельзя забывать,
что эти немногие шаги по существу решают уже самое основное и важное, именно—создают Государственный Цирк опирающийся на широкие массы, и открывают борьбу со всеми дурными пережитками прошлого (вроде
пресловутого „человека без костей ), доставшимися по наследию от рутины частного цирка.
Десятилетний юбилей Госцирка является поэтому знаменательным событием в истории советских зрелищ
ных искусств. Чествование же юбиляра должно не только выяснить заслуги его, но и привлечь внимание широких кругов советской общественности к цирку. Хотя в области циркового строительства достигнуто не мало, но, конечно, сделанного далеко еще недостаточно. Организацион
ные достижения должны быть дополнены углублением работы над культурой цирка. Предстоит еще вовлечь в цирковое искусство художественные силы, пока что стоящие в стороне от цирковой арены, силы лучших художников, музыкантов, режиссеров, писателей и техников—с тем, чтобы поднять культурный уровень цирко
вого артиста и сделать его искусство современным, как в отношении формального мастерства, техники, оформле
ния и построения программы, так и в идеологическом направлении, путем углубления содержания циркового зрелища в целом. Возможности, раскрытые теперь перед цирком, так велики и широки, что домашними, „своими
средствами здесь уже не обойтись и выход за пределы традиционных приемов управления цирком, окончатель
ное преодоление навыков частной антрепризы диктуется само собой. Многое в указанном направлении уже сделано, многое еще впереди.
В плане вовлечения организованного профсоюзного зрителя имеются веские результаты. Уже в се
зоне 1924—25 года Культотдел ЛГСПС распределил между своими организациями свыше 130.000 билетов в цирк, а в следующем сезоне эта цифра, увеличиваясь, переросла спрос на академические театры оперы и балета, пользующиеся большой популярностью у широких масс. Но все же цирк, находясь в центре, далеко отстоит от рабочих районов, так что встает вопрос о приближении цирка к рабочим кварталам путем организации выездных цирковых представлений.
Новый зритель, вошедший в цирк, приносит свои запросы, которые требуют внимательного исследования. В этом отношении Управление Госцирками проявило ценную инициативу, организовав изучение зрителей в цирке силами Театральной Лаборатории Гос. Института Истории Искусств. Это дело следует прололжать, про
являя выдержку и вводя его как неотъемлемую часть в планомерную работу над культурным ростом цирка и
застраховав его от всяких случайностей административнокассового порядка. Результаты такого изучения не могут появиться сразу, так как только длительный опыт позво
ляет подвести практически полезные итоги. Нельзя также забывать, что регулярное изучение зрителя в цирке ведет и к другим достижениям. Внедряясь в каждодневный
обиход цирка, оно закрепляет не только реакции зрителя, но и работу циркового артиста, построение его номера и композицию всей программы. Тем самым получается прочная основа для художественной критики цирка, опирающаяся не на случайные наблюдения и посещения, а на планомерно организованный учет всей жизни цирка. А потребность в художественной критике цирка настолько ясно ощущалась Управлением Госцирками, что она вызвала к жизни специальный журнал, после различных