НА ПОРОГЕ ОДИННАДЦАТОГО ГОДА

СЕДЬМОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ

С отчетом о деятельности Центрального комитета союза, избранного на 6-ом съезде в начале 1927 года, выступил тов. Славинский. Вступи
тельная часть отчета, продолжавшегося свыше трех часов, была посвящена им обрисовке и анализу текущего момента в искусстве с художественно-политической, классовой точки зре
ния. Многочисленные тревожные явления — от пресловутой головановщины до идеалистического очага в ГАХН’е — свидетельствуют об обостре
нии классовой борьбы в искусстве, об усилении (или усилившемся выявлении) в нем классово чуждых нам тенденций, преимущественно мещанского, т.-е. мелкобуржуазного порядка. Политическая линия ЦК была в основном устре
млена именно на борьбу с этими тенденциями, на противопоставление этим тенденциям, в чем бы они не проявлялись, классово выдержанной установки, соответствующей общей генеральной линии партии.
Фактическая часть отчета, посвященная подробному изложению различных сторон дея
тельности ЦК за истекший период, выявила, однако, ряд моментов в работе, которые делегаты съезда склонны считать недостаточно удовлетворительными не только с чисто фактиче
ской стороны, по их практическим результатам, но и с точки зрения той общей политической установки, которую наметил тов. Славинский в начале своего доклада.
Прения, на участие в которых записалось 150 человек, продолжались в течение пяти заседа
ний — два с половиной дня. Критика работы ЦК группировалась, в основном, вокруг следующих существенных недостатков: политическая близорукость ЦК союза, далеко не всегда с достаточной решительностью и резкостью становивше
гося на классовую точку зрения (крупнейшие примеры этого — головановский конфликт в Большом театре, конфликт между театром им. Мейерхольда и Главискусством, где ЦК лишь осторожно следовал за общественностью и прессой, вместо того, чтобы возглавлять борьбу); не
достаточно живое и авторитетное руководство местными союзными организациями, которые,
будучи предоставлены самим себе, зачастую в корне искривляли политическую линию в своей практической работе с массами; отсутствие гибкого и быстрого отклика на важнейшие лозун
ги дня, — неумение переключить их в плоскость искусства и вбирать в это русло стихийную по
литическую активность членов союза (так, Рабис до последнего времени оставался вне смотра производственных совещаний; лозунги социали
стического соревнования лишь сейчас ставятся в порядок дня в области искусства, и т. п.); в прямой связи с этим стоит и низкий (понижающийся) процент участия актерской массы в активной профработе, и неналаженность производственно-экономической работы, без которой неосуществимо повышение качества художественной продукции; отсутствие серьезной работы по культурно-бытовому и политическому воспита
нию и перевоспитанию массы работников искусств, — что дает возможность беспрепятственно развертываться богемским настроениям, бы
товому загниванию во всевозможных формах (алкоголизм, религиозность, половая распущенность, антисемитизм, хулиганство); невнима
тельное отношение к вопросу о кадре членов союза, который продолжает оставаться засоренным чуждыми элементами, и недостаточно ак
тивная борьба с безработицей, достигающей 22% всего состава союза (почти 20.000 человек). Наконец — недостаточно строгое ведение финансо
вого хозяйства союза: лишь после двукратных указаний ревизионной комиссии — ЦК привел в относительный порядок статью авансов и ссуд (значительная часть которых падала на аппарат ЦК), достигавшую одно время внушительной Цифры.
В прениях были отмечены и достижения ЦК — в области улучшения условий труда, из
вестного упорядочения тарифно-нормировочной работы и др.
В результате прений — съезд принял резолюцию, признающую работу ЦК удовлетворительной и политическую линию в основном правильной.
***
7 мая — день открытия съезда — совпадает с десятой годовщиной организации Всероссий
ского (теперь Всесоюзного) союза работников искусств. Таким образом — текущий съезд является в известной степени юбилейным. Этот мо
мент был отмечен на торжественном открытии съезда в Большом театре председателем ЦК сою
за тов. Славинским, который, открывая съезд, обратил внимание собравшихся не столько на юбилейные итоги, сколько на гораздо более широкие перспективы, все с большей настойчиво
стью развертывающиеся перед работниками искусства в огромном историческом деле культурного строительства первого социалистического государства.
Этот же момент, осложняющийся замедленным, сравнительно с ростом культурных потреб
ностей трудящихся, темпом развития советского искусства и классовой борьбой в самом искус
стве — отметили в своих приветствиях и тов. Шмидт (от ЦК ВКП(б), и тов. Анцелович (от ВЦСПС). В этот вечер съезд заслушал также приветствия от Профинтерна, от Красной армии,
от актеров Китая. Позднее, уже в дни деловой работы съезда был опубликован приветственный (к десятилетию союза — шефа Красной армии) приказ Реввоенсовета СССР.

***

Не менее остро и горячо, чем отчет своего центрального комитета принял съезд и доклад наркомтруда СССР, сделанный тов. Толстопято
вым. Здесь — в центре внимания вопросы распределения рабочей силы, организации актер
ского рынка труда — «великомученик» Центропосредрабис.
Основное зло — чрезвычайная засоренность актерского рынка. Безработица среди работни
ков искусств в немалой степени упирается в вопросы их квалификации. Характерно в этом смысле, что среди безработных актеров есть лю
ди с безработным «стажем» в... 10 лет (на учете Центропосредрабиса таких 7 человек).
Поэтому ближайшей мерой должна явиться капитальная чистка — переквалификация работ
ников искусств, в особенности — безработных. Конечно, нельзя расчитывать изжить этим пу
тем кризис; попутно нужно всемерно усилить организацию помощи безработным, упорядочить
дело с трудколлективами, во что бы то ни стало изжить многочисленные недостатки (гранича
щие с преступлениями) в распределении рабо
чей силы внутри театрально-хозяйственных предприятий.
Важную роль должно сыграть и усиление общественного контроля на предприятиях и в органах распределения. Актерская обществен