ПЕРЕД

концом

СЕЗОНА.

Журнальная хроника полна сообщений о гастрольных поездках московских теат
ров. Почти все театры назначили дни закрытия сезона.
Сезон подходит к концу.
Из событий, могущих повлиять еще на общий стиль сезона, осталась лишь постановка комедии Эрдмана в театре им. Вс. Мейерхольда.
Все остальные театры сказали свое слово. Общее содержание сезона определилось с достаточной ясностью.
Прежде всего, истекший сезон явно говорит об ослаблении позиций академических и промежуточных театров.
В этом отношении, большую роль сыграли юбилейные празднества Мало
го и Большого театров, давшие лишний повод для кампании против этих театров в наших журналах и наглядно обнажившие перед широким зрителем исто
рические корни этих театров, их классову о чуждость для рабочей аудитории.
Наиболее последовательный из их защитников А. В. Луначарский прину
жден был в своих юбилейных речах отметить их отсталость и неприспособленность для советской общественности и возложить надежды лишь на будущее их развитие.
Многочисленные анкеты „Рабочего Зрителя показали, что, и в широких партийных, общественных и рядовых рабочих кругах былой авторитет актеатров потерпел значительный ущерб.
Еще печальнее сложился сезон для 1-го МХАТа и для Камерного театра.
МХАТ не дал ничего нового, кроме возобновления „Горе от ума , вызвав
шего отрицательные отзывы, даже со стороны его прежних апологетов.
Камерный театр после неудачи со „Святой Иоанной в начале сезона во
обще выпал из сезонной системы и, словно, перестал существовать. Печать внутреннего бессилия и внешней не
нужности все сильнее проступает на этом театре. Вынужденный отъезд Камерного театра за-границу красноречи
во подводит итоги его десятилетней деятельности.
В противовес оскудению академического и полуакадемического фронта в этом сезоне сильно выросло влияние нашил революционных театров.
„Д. Е. в театре Мейерхольда, „Эхо и „Воздушный пирог в театре Ревоции по существу определили лицо этого сезона и вызвали к себе наибольшее общественное внимание. Интересно от
метить как симптом, то обстоятельство, что это внимание определилось не столько „трюкачеством и „новизной формы , как это было раньше по отношению к левым театрам, сколько об
щественным содержанием этих постановок.
Другая особенность этого сезона— все растущее значение нового репертуара. Без преувеличений можно ска
зать, что сезон прошел под знаком нового драматурга. Театральные афи
ши запестрили новыми названиями пьес и, главным образом, отечественного про
изводства. Преимущественно на новом репертуаре в этом году шли театр Мейерхольда, театр Революции, театр Сатиры и театр МГСПС. Явление исключительное для театра за последние во
семь лет и знаменательное во многих отношениях. Нет сомнения, что будущий сезон лишь усилит эту тендецию сов