„Экзамен критике , начатый „Новым Зрителем , открывает новый участок на фронте театра для внимания общественных кругов к вопросу, давно уже перешедшему рамки газетной полемики.
Можно было предполагать, что после перерыва в театральной критике, связанного с исчезнове
нием в газетах, в первые годы революции, отдела „театра , революционный театр и революционный зритель будут иметь критика, — определившуюся (среди первых двух) третью величину.
На деле, в 1925 году мы в лице критиков имеем или ряд критиканствующих кустарей-одиночек, за свой страх и риск дающих свои личные вкусовые оценки (дополнительные атрибуты, непогрешимость, монопольность, созвучность совре
менного момента) или целые тресты „критиков , сгруппированных около отдельных театров, критика которых, тем самым, имеет весьма специфическую окраску.
Такая критика работе театра не помогает, зачастую, мешая зрителю определить свое отношение к спектаклю.
Рабкоровское движение в театре, особенно сильно развернувшееся в текущем сезоне, пере
Повидимому болезненность вопроса о взаимоотношениях театра и критики стала слишком очевид
ной, раз у журнала появилась потребность, хотя бы путем анкеты, попытаться разобраться в нем.
Нужна ли критика?
Да. Она может быть очень полезной театру, но для этого нужны, раньше всего.... критики.
Трюизм—критик сам должен быть по природе
художником, чтобы понимать и чувствовать искус

СТРАННЫЕ

НА ТЕАТРАЛЬНОМ ПОПРИЩЕ

ПОСТУПКИ

Хороший писатель Алексей Толстой. Кто не знает Алексея Толстого! Соч
ный писатель. Мастер слова. Его стиль удобен, как плетеное кресло: сядешь в него летом - и вставать не хочется.— Такое спокойствие и нега разливаются по всем членам. Что и говорить, отменный писатель.
И драматург известный Алексей Толстой. Сколько пьес его шло в старые годы—не перечтешь. И в них та же
наблюдательность и сочный юмор. А, главное, спокойствие какое-то. Феодально-дворянская тишь да гладь: празд
ники с ракетами, столичные „касатки
в дворянских гнездах, обеды и ужины, крепостные девки, ядреные, как яблоко. Взять, хоть бы последнюю, его безде
лушку—„Любовь книга золотая . Идиллия. Старинная акварель. Золотое перо! И есть чему научиться у этого пи
сателя; хотя темы, им затронутые, и подход его мало совпадают с нашим временем. Поучиться крепкому слову, легкой повествовательности и любви к вещам...
Только одному не следует учиться у А. Толстого нашей драматургической молодежи: легкому обращению с неко
торыми вещами. Легкость — вещь незаменимая, когда дело идет о стиле. Но в вопросах профессиональной эти
ки далеко не бесспорная. Некоторые случаи ясны даже и вовсе „не обучав

А. Я. ТАИРОВ.

живает период учебы. Рабкор („рабкор—член рабочего класса , „в его сознании преломляется сознание класса ) все еще не критик.
Говоря о рабкоре в театре, надо указать на то, что как была бораторно-кружковая работа рабкора, находящаяся под влиянием определенной театральной группы, не превратила кружковую работу в кружковщину.
Лучшей театральной критикой текущего сезона, считаю отзывы товарищей общественных работ
ников, хотя и не связанных непосредственно с театром, но давших много ценных указаний для социального подхода к оценке и корректированию спектакля.
Рост революционного театра требует критики общественно ответственной, организующей мне
ние зрителя и влияющей на рост театра в целом (драматург, актер, режиссер и т. д,) техническим анализом, опирающимся на социальную установку. В данном случае, вопросы идеологии и формы органически слитны. И, наконец, как пожелание критикам, — хотелось бы избавиться от учитель
ского тона критических статей (дурной тон) и иметь критику, выраженную в художественной форме.
Режиссер Театра Революции. А. Л. ГРИПИЧ.

Г. Б. якулов.

Художник.
— С критикой никогда не считался, не считаюсь и не буду считаться.
Посколько я живой человек — творю.
Лично против критиков злобы не имею, они должны быть тем, чем они есть.
Ленинградским Театральным Управлением предъявлен в Губсуд иск к писателю Толстому и историку Щеголеву о взыскании неустойки в размере 10 ты
сяч за нарушение договора на пьесу „Заговор Императрицы , проданную авторами театру „Комедия в Москве, несмотря на предоставление Л.Т.У. исключительного права ее постановки в Ленинграде и Москве .
Из газет.