ГРУППА „ПРОЛЕТАРСКИЙ ТЕАТР“

Тезисы утверждены единогласно 2-го декабря 1928 г.
§ 1. Театры и революция.
Основным фактом в области современного советского театра является бурное вторжение в его
сферу пролетарской культурной революции. Под ее напором меняются организационные формы театра, его экономика и быт, способы производства театральных ценностей и их усвоения зрителем.
Организационный и экономический контроль, осуществляемый пролетарским государством над большинством театров, переход театров на организованную продажу билетов, коллективное посе
щение трудящимися спектаклей с последующим
их обсуждением, колоссальный рост внимания
трудящихся масс к вопросам театра, все более крепнущая связь театров с пролетарской обще
ственностью через художественно-политические ооветы, зрительские конференции, театральное рабкорство, создание внутри театров сплоченных cоветски-мыслящих групп, наконец, стихийное развитие самодеятельного театра, охватывающего
своими десятками тысяч сценических площадок многомиллионные массы рабочих и крестьян, впервые приобщаемых к театру и выдвигающего огромные новые кадры актеров, режиссеров, художников, драматургов и пр., выходцев из рабочего класса и трудового крестьянства — все эти факты, не имевшие и не могшие иметь преце
дента до революции, несомненно, являются специфическими для переживаемой нами эпохи дикта
туры пролетариата и пролетарской культурной революции, реальным последствием ее мощного влияния.
Совокупность всех этих фактов ведет за собой изменение и в самих принципах и приемах театрального творчества. На наших глазах вне
дряется во все театры новый, более созвучный революции репертуар, ростет революционная драматургия, зарождается и складывается новый стиль оформления, новые приемы актерской игры и т. д., иначе говоря, формируются каче
ственно иной тип театра, характерный для эпохи диктатуры пролетариата, пролетарского театра.
§ 2. Классовая борьба в театре.
Перерождение всех клеточек театрального организма под влиянием революции не может про
исходить безболезненно и без сопротивления со стороны враждебных революции общественных групп, имеющих свое представител1>ство в театре.
В то время, как театры, рожденные революцией, особенно те из них, которые наиболее тесно связаны с пролетарской общественностью, яв
ляются строителями новых форм театрального дела и застрельщиками в отыскания новых форм театральной выразительности, и, в силу этого, с большей легкостью приближаются к позициям театра, который мы могли бы назвать подлиннопролетарским,— те театры, корни которых уходят в дореволюционное прошлое, фереживают процесс ассимиляции с революцией «с большей или меньшей болезненностью и оказывают глухое пассивное, а иногда и активное сопротивле
ние нововведениям, диктуемым эпохой. Было бы ошибкой не видеть в этом сопротивлении акта классовой борьбы, перенесенной в сложнейшую и хрупкую обстановку искусства. Являясь мощ
ным орудием познания жизни и ее изменения средствами художественной агитации и пропа
ганды, театр, естественно, испытывает на себе давление всех тех социальных сил, которые действуют вне его, в общественно-политической жиз
ни. Для слоев, которые выбиты революцией из седла в других областях, театр, как вообще искусство, является последним прибежищем, послед
ней линией укреплений, цепляясь за которые можно еще как-то утверждать свое право на независимое (от «революционной стихии») суще
ствование. Таким образом, в театре и средствами театра продолжается происходящая в стране классовая борьба.
§ 3. Основные группировки театра.
Наличие внутри театра различных классовых тенденций определяет и имеющиеся в нем направления. С известным обобщением можно провести аналогию между этими направлениями и теми, которые мы имеем в художественной ли
тературе, в частности, в ее драматургическом секторе.
а) Пролетарский театр, стремящийся познавать мир с точки зрения рабочего класса, раскрывающий человека, 7сак продукт класса, органи
Госет УССР (Харьков) „Американские боги“ Постановка М. Норвида