ОТ РЕДАКЦИИ
По техническим причинам рецензии на «Норд- Ост», «Инженер Мерц», «Голос Недр» будут даны в след. № «Нового Зрителя».
зующий идеологию, этику и эстетику масс, строющих социализм; театр, насыщенный обще
ственной актуальностью, стремящийся к новым ритмам, к действенно-реалистическому оформле
нию спектакля, во всех частях ориентирующийся на последовательное применение принципов материалистической диалектики.
б) Крестьянский театр, отражающий преимущественно идеологию трудового крестьянства, формально проходящий стадию накопления элементарных театральных навыков.
в) Театральный леф («левые» попутчики), основную задачу усматривающий в революционизировании формы, склонный к абстрактно-фор
мальному экспериментаторству, отражающий устремления радильной части мелко-буржуазной, художественной интеллигенции.
г) Центр и д) правое крыло попутчиков. В политическом отношении — от примыкающих к пролетарскому искусству и являющихся его активными союзниками, до крайних правых, перерастающих в новобуржуазные группировки, связанные с правым сменовеховством и т. д. В художественном отношении — группа, обладающая наиболее старой и богатой культурной тра
дицией, выработавшая наиболее законченный и отстоявшийся метод творчества. Самым целостным и последовательным выражением художе
ственной идеологии правого крыла и центра попутчиков является система так назыв. «психологического реализма», культивируемая Художественным театром. Большое внимание к содер
жанию спектакля, реалистические элементы в воплощении этого содержания, способность глу
боко раскрыть внутренний мир человека — придают этой системе некоторое внешнее сходство с устремлениями пролетарского искусства. Одна
ко, под этой внешнею схожестью скрываются глубочайшие принципиальные различия. В то время, как пролетарский театр стремится к рас
крытию эпохи через человека, понимаемого, как продукт класса, притом не только зависящий от среды и «оправдываемый» ею, но и способный активно изменять эту среду, — система «психологического реализма» сосредоточивает свое внимание на индивидуальности человека, по отно
шению к которой внешняя среда является лишь оправдывающим и детерминистски определяющим личность фактором. Стремлению пролетарского театра перевести постепенно всю свою ра
боту на рельсы подлинно-научной методологии, система «психологического реализма» противопоставляет перерастание в художнике сознательного изучения мира в над-сознательную интуицию. Противопоставляя классу — «общечеловеческие абсолюты», классовой борьбе — примиренче
ство, классовому в человеке — индивидуальное, политически-действенному театру — «чистое» ис
кусство и т. п., эта система является перед нами в своем подлинном, глубоко идеалистическом и чуждом пролетарской революции виде. Тем с большей силой должна быть подчеркнута опасность некритического увлечения внешне-сходст
венными с нашими творческими принципами элементами этой системы, неумения разглядеть под их оболочкой принципиально-чуждую пролетарскому театру сущность.
§ 4. Наша ориентация.
Говоря выше и далее о пролетарском театре, мы имеем в виду не какой-либо отдельный театр, а совокупность тенденций, вызванных к жизни в области театра эпохой диктатуры про
,,Первый номер в театре Дома Печати
арт. Приск (обозрение)
летариата. Основною из этих тенденций в творческом плане мы считаем движение к диалектическому реализму, действенному и целиком построенному на принципах диалектического ма
териализма художественному течению, принципы которого только начинают складываться в целостную систему.
Поскольку эта тенденция (в том объеме, как указано в § 3-а и 3-г/д) с наибольшей четкостью проявляется в группе театров, созданных револю
цией (как театр им. МГСПС, театр Революции, рабочие театры Пролеткульта в их лучших рабо
тах, театры рабочей молодежи, самодеятельный рабочий театр), мы считаем эти театры наиболее близкими нам по своему творческому направле
нию, наиболее связанными с пролетарской революцией, наиболее способными выразить ее сущность. Отнюдь не отказываясь от работы с другими театрами, выпрямления их линии соответствующим репертуаром и пр., мы преимущественно ориентируемся на группу революционных театров.
В отношении «левого» формалистского театра мы считаем своей задачей побуждать его к пере
ходу на позиции социальной актуальности, отнюдь не солидаризуясь с попытками зажима это
го театра, который имеет несомненную ценность, как лаборатория форм, однако, и не скатываясь к безоговорочной защите театров этого типа и вульгарному смешению их с театрами революционного содержания.
В отношении «правых» театров мы считаем своей обязанностью давать отпор всякому колебанию их в сторону антипролетарской идеологии, всякому проявлению враждебных революции политических настроений, всемерно способствуя отмиранию внутри этих театров чуждых нам творческих тенденций (замкнутого ин
дивидуализма, мистики и т. п.) и зарождению настроений и течений, приближающихся к принципам диалектического реализма.
(Окончание тезисов будет напечатано в след. №
журнала).