каким ДОЛЖЕН БЫТЬ трам

Мнения клубного зрителя

„Новый Зритель , стремясь оказать практическое влияние на теа-производство и подбор театрами и клубами репертуара в интересах массового зрителя, приступил к постоянной работе по отражению мнения организованного зритель
ного зала. Мы обращаемся к рабочему зрителю с приглашением высказать свое мнение по вопросам, затрагиваемым в настоящем обзоре. Это поможет театру в его ответственной работе, а советской театральной критике — в росте ее авторитета.
«Хочется радоваться и чувствовать себя среди трамовцев, со всеми молодыми зрите
лями во время пьесы «Зеленые огни», что и есть на самом деле. Пьеса хорошо разыгрывается. Бойко. Зрители в настроении. А я по
чувствовал себя в одной тесной семье с мо
лодежью, несмотря на свой возраст: мне уже за шестой десяток. Пишу от удовольствия».
Г. И. Поляков.
«У меня всегда такие картины остаются в памяти, и очень печальные впечатления дают в особенности тюрьма и песня арестантов. Потому что мой отец погиб в тюрьме за народ, за поджог барских домов для того, чтобы взять землю и отдать крестьянам. Это бы
ло в 1905 г., 3-го ноября. Поэтому от таких картин бывает грустно. Может быть моя записка не годится, но прошу напечатать».
Фабрика Мострикотажа № 8, работница
Иванова.
Уже эти записки, полученные нами во время опроса аудитории в Московском траме, на постановке пьесы «Зеленые огни», показывают, что рабочая аудитория относится к работе моло
дежи с большим сочувствием. Это сочувствие проявляется и во всех других записках. Разни
ца только в том, что вышеприведенные записки передают непосредственные впечатления от спектакля, без критического разбора. (Интересно отметить, что это — отношение более взрослой части аудитории). Другие анализируют самое по
нятие трама, и в результате находят, что данная постановка не вполне подходит для театра молодежи.
Против постановки в траме пьесы «из эпохи гражданской войны» возражают очень многие, при чем возражения эти мотивируются по раз
ному. Кое-кто считает, что эти пьесы устарели. Другие находят, что эта пьесы слишком трудны для молодежи:
«Пьесы такого рода, как «Зеленые огнииз недавнего героического прошлого, слишком трудны для молодых актеров и вызывают не
вольное сравнение с более художественными постановками в старых, т.-е. обладающих большими техническими возможностями, те
атрах. Мне кажется, что трам безусловно должен отличаться от других театров и именно не недостатками оформления, а репертуаром. Нужны пьесы, отображающие быт рабочего современного, со всеми его недостатка
ми и достоинствами, подчас пьесы бичующие зарождающееся мещанство».
Без подписи.
О необходимости показать современного человека в «буднях социалистического строительства», говорит целый ряд других записок:
«Трам — театр новый. Театр молодежный. Я лично думаю, что он должен нам показать
«нас» — молодежь. Нужно, чтобы трам ставил такие постановки, которые показывали бы нам будни социалистического строительства, его людей такими, какие они есть. Особенно, мне кажется, надо бытовые ставить вещи. У
нас много извращений, не обходится без недостатков. Трам должен нам, рабочей молоде
жи, показать нового строителя и борца за дело социалистического строительства».
Студент Ломоносов. Инст. Грачев.
Некоторая часть аудитории считает, что «Зеленые огни» производят слишком тяжелое впечатление на аудиторию, тогда как театр молодежи, по их мнению, должен быть более веселым.
«Пьеса «Зеленые огни» очень хорошая, но местами тяжелая и может отражаться на первную систему зрителя. По моему, нужно траму отобразить картинно, чтобы поменьше действовало на нервы, а больше приучать молодежь мыслить и дать больше смеху, благодаря чему могли бы отдохнуть нервы». Благушинская ф-ка Мострикотажа
М. Т. Осипов.
Сам себе противоречит тов. Денисевич в следующей записке:
«Трам нужен и необходим. По моему нужно в постановках освещать не только борьбу в дореволюционное время и в гражданской
войне, но устраивать постановки, которые учили бы молодежь в их повседневной жизни, которые давали бы пример, где бы ни нахо
дилась молодежь: на фабрике, заводе, дома. Я считаю, что не нужно нам требовать от молодежи, чтобы они там показали качество игры такое, как профессионалы артисты. Если молодежь будет чувствовать, что она начинает играть и ее будут хвалить, это испортит ребят, и они начнут халтурить». Рабочий ф-ки № 1 Москвошвей
Денисевич, Д. Ф.
Нам непонятно, как же может образоваться трам, если мы не будем требовать от участни
ков его высокого по качеству исполнения. Если же стать на точку зрения записки, то спектакль молодежи не выйдет за пределы рядового клуб
ного кружка. Другое дело, что техника игры в траме должна быть совершенно иная, чем в профессиональном театре. Но это уже другой вопрос, разрешать который здесь не место.
Как раз противоположные стремления находим мы в следующей записке, где подчеркивается профессиональный характер трамовской работы.
«Трам — новое начинание и необходимо его поддерживать театральными работниками из центральных театров, вовлекать в работу мо
лодые кадры фабрики и заводов, путем выезда в местные клубы, как это делают некоторые театры. Тем самым будет улучшаться благосостояние трама».
Продавец Рог.-Сим. кооп. Нистратов.
В этой записке палка перегнута как раз в другую сторону: конечно, вливать в трамы ра
ботников из центральных театров — не нужно, по той же самой причине: работа и техника исполнения в трамах должна быть своеобразна и самобытна.
Н. Л.