Искусство и класс.

Если вы объясните, металисту или деревообделочнику, что его труд но
сит классовой характер, он легко
усвоит это, ибо такое теоретическое обоснование падет на готовую почву
массового инстинкта, классового переживания. Но попробуйте сказать,
актеру, что его труд, т.-е. искусство классово, как вы немедленно встре
тите целый поток исступленных возражений и доказательств, что искусство вне политики, вне всякой эко
номической борьбы, что оно явление совсем особого порядка, черпающее свой смысл и силу из глубин духа,
из родников мистических откровений, что оно «храм›› и т. п., и т. д., и т. д., из арсенала мещанско-интеллигент

ской догматики. При этом доказать, конечно, никогда этого не удается,

ибо аппелировать приходится не к конкретному, а к абстрактному абсолюту, якобы заложенной в чело

веке идеи красоты и справедливости,

т.-е. к типичному для буржуазной идеологии моменту, действующему якобы параллельно и вполне автономно рядом с моментом экономическим
Искусство-де является одной из производных ряда, ведущего свое основание от божественного начала в человеке.
Для нас совершенно ясно и неопровержимо установлено, что «человека»,
как высший вид с широко развитой интеллектуальной способностью, соз
дала не какая то таинственная высшая сила, а его же собственная рука, которая изготовила первое самое при
митивное орудие производства. Это

орудие в дальнейшем своем развитии и положило начало исключительно

му осознанию окружавшего есте
ства и помогло ему из человека-жи
вотного стать человеком социального разума. В борьбе с естественной сре
дой мозг человека записывал явления
и перерабатывал их в идеи, создавая постепенно то, что мы называем куль
турой. Запас этой культуры каждый новый человеческий индивидуум вос
принимает с огромной быстротой в готовых отстоявшихся кристаллах опыта предшествовавших поколений и
часто не видит за внешней оболочкой такого откристаллизовавшегося поня
тия его внутреннюю породившую его сущность. А эта сущность всегда и неизменно экономика, всегда борьба за существование, всегда материя,
восприятия которой мозг перерабатывает, как некий химический процесс,
в дисциплины этики и эстетики. И пока нет такой комбинированной ра

боты внешней, вызывающей раздра

жение и внутренней воспринимающей физиологической материи, до тех пор (нет и проявлений мозговой деятельно
сти человека. Такой процесс всегда единое и законченное в себе явле
ние, не выходящее за пределы череп
ной крышки человека и конкретизи
рующее в себе такие абсолюты, как пространство и время. Это своего рода динамо-машина человеческого ин
теллекта, управляемая определенны
ми биологическими законами изнутри ее самой и только «питающаяся» в
прямом значении этого слова извне. Вот почему духовное интеллектуаль
ное производство неразрывно связано с производством материальным.
Меняются средства изыскания шагания, т.-е. формы производства, и вместе с ними меняются и интеллектуальные формы человеческой мысли,
т.-е. этика, и эстетика, мораль и искусство, справедливость и красота. От антропофагии к, рабству, от рабтсва к крепостничеству, от крепостничества к наемному труду, от наемного труда к коллективизму. У каждой из этих эпох своя форма про
изводства, как материального, так и духовного интеллектуального. И та отвлеченная справедливость, которая по мнению буржуазной философии и права совершенно независимо от экономических факторов двигает чело
вечество к совершенствованию, есть сама по себе, по существу своему, ничто иное, как определенно капита