Посылаю тов. Ленину записку: «Прошу слова». Отчеканивая каждую букву, Ильич произносит мою фамилию и я, не без волнения (решалась судьба всей московской армии работников искусства!), принимаюсь доказывать, что
закрытие театров не только не даст экономии в топливе и в электрической энергии, но что даже, напротив, вызовет
усиленное потребление топлива, так как театры—все равно—почти не отаплива
ются, а меж тем, благодаря тому, что зрители, сидя в театре, не жгут электричество у себя дома и не поддержива
ют огонь в своих «буржуйках», как раз благодаря этому достигается весьма зна
чительная экономия. Указываю и на ряд других неэкономических сообра
жений, поскольку позволяет трехминутный совнаркомовский регламент.
После меня выступает тов. Г. и начинает «крыть» театры. Его предложе
ние сводится к тому, что вместо театров лучше поддержать бани.
Владимир Ильич при этих словах
улыбнулся иронически и эта ироническая улыбка, повидимому, имела решающее значение.
Вспоминается и другой случай, имевший место годом позже. По какому то недоразумению на занятый Цекрабисом особняк (Леонтьевский, 4) был выдан ордер учреждению, ведавшему почтовотелеграфной связью военного ведомства. Мы отказались освободить свое помеще
ние и тогда не в меру ретивый товарищ, назначенный комендантом еще незанятого особняка, вводит к нам небольшой
воинский отряд. Телефонные переговоры с начальством коменданта, не приводят ни к чему. Звонок к тов. Томскому. Так, мол, и так. Еще минуты две и от тов.
Томского сообщают, что при содействии Владимира Ильича уже приняты меры.
Еще минут пять и комендант переходит в отступление: эвакуируется из нашего здания.
***
Владимир Ильич обладал поразительной способностью мгновенно схватывать самое главное и когда в 1921 г. в Ко
миссии СНК выступил тов. Славинский в защиту Главискусства, то председа
тельствовавший Владимир Ильич сразу поставил диагноз, сказав:
— Вы хотите Комиссариат Искусств? Но это преждевременно. Прежде должен быть разрешен вопрос о восстановлении школы.
***
Известно, что Владимир Ильич придавал огромное значение кинематографии.
Об этом упомянул и тов. Луначарский в своей речи на последнем нашем съезде.
Могу прибавить, что еще 5 лет тому назад Владимир Ильич предложил тов.
Л. Б. Красину включить пишущего эти строки, как представителя Кино, в состав первой советской делегации в Англию. И, таким образом, кинемато
графия была бы представлена в 1-й
Лондонской делегациии на-ряду с еще двумя-тремя наиболее заинтересованными и важнейшими отраслями нашей про
мышленности (машиностроение, лесное дело, льноводство). Но — роковое но!— чуть не накануне отъезда все расстрои
лось внезапно При согласовании с ве
ликобританским правительством список сократился почти наполовину и кино очутилось в сокращенной половине.
Надо заметить, что Владимир Ильич особенно интересовался фильмами рус
ского производства и особое внимание проявлял к картинам технического содер
жания. Кино на службе у техники—ве
ликая вещь!—сказал Владимир Ильич по поводу «Гидроторфа».
Известно также, что в «Горках» у Владимира Ильича был свой кино-аппа
рат и что еще незадолго до 21 января для Ильича устраивались сеансы.
***
Ленин и искусство ... Ни разу за все эти годы Владимир Ильич не высказывался по вопросам художественной жиз