ской цензуры газеты, они лишь позже скромно и незаметно легли на одну из страниц 7-го тома полного собрания сочинений т. Ленина.
И только теперь мы впервые извлекаем их оттуда, чтобы у гроба Ильича бросить их широким массам работников искусств.
Вот эти слова:
«Господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе—одно лицемерие.
В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реаль
ной и действительной. Свободны-ли вы от вашего буржуазного издателя, госпо
дин писатель, от вашей буржуазной пуб
лики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах, проституции ввиде «дополнения к «святому» сцени
ческому искусству. Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархиче
ская фраза (ибо, как миросозерцание,
анархизм есть вывернутая на изнанку буржуазность). Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, ак
трисы есть лишь замаскированная) или лицемерно-маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.
И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески,—не для того, чтобы подучить не
классовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистиче
ском вне-классовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литера
туре противопоставить действительно— свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу.
Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствия трудящим
ся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литера
тура, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литера
тура, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опы
том и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший раз
витие от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)».
Так писал Ленин еще в 1905 году.
ЭМ. БЕСКИН.

Памяти Ленина.

(Циркулярное письмо № 5)
Дорогие товарищи!
Похоронили Ленина. После первых дней тяжелой скорби, когда трудно было спокойно сосредоточиться, когда все существо наше горело в диком сочетаньи слов «Нет Ильича», теперь надо, над свежей еще могилой, на
чать тот процесс анализа, который поможет массовому работнику четко осознать всю глубину понесенной утраты великого вождя и учителя.
Чему учил Ленин? Что такое ленинизм? Какова связь ленинизма с нашим производ
ством, с искусством? Эти вопросы должны остро интересовать сейчас работников искусств. И культотделы обязаны незамедлительно дать на них посильный ответ.
Культотдед Цекрабиса предлагает вам в один из ближайших понедельников организовать. День памяти Ленина».
Для этого вечером в этот день в клубе или там где его нет в одном из производ