ственных помещений (театр, киноконцертный зал и т. п.) должно быть созвано общее собрание работников искусств. Программа вечера должна быть примерно следующая:
1) Краткие биографические данные о Ленине. Заключительные фразы должны быть по
строены так, чтобы они были покрыты похо
ронным маршем («Вы жертвою пали»), который собрание выслушивает стоя.
2) Ленин—вождь.
Докладчик от Губпрофсовета или Губкома. 3) Ленинизм и искусство.
Примерные тезисы доклада:
1) В огромном наследии теоретических трудов Ленина, нет почти ничего об искусстве. Марксистское мероприятие монистично. Все идеологические надстройки, в том чи
сле, конечно, и искусство, оно сводит в первичной основе к влиянию общественноэкономических факторов. Искусство в научно-объективном понимании его—не таин
ственный феномен проявления религиозномистических сил, не изолированный акт субъективного, замкнутого в себе «психизма», а 1) социальная функция, определяемая ус
ловиями общественных отношений, 2) худо
жественный труд, поддающийся объективнобиологическому анализу. Искусство—говорит т. Ленин, есть «часть общепролетарского дела», «колесико и винтик одного единого механизма». Только познав и усвоив весь механизм в целом, мы усвоим и роль ху
дожника и задачи искусства. От пассивного созерцания, метафизической «красоты в себе», от индивидуальной замкнутости к це
лесообразной художественно - материальной культуре, к социальной активности производственного коллектива.
2) Непосредственно же Ленину-бойцу в его активной борьбе с самодержавно-поли
цейской Россией было не до искусства, как такового «в проклятую пору (слова Ленина) эзоповских речей, литературного холопства, рабьего языка и идейного крепостничества». Только один раз и то по определенному организационно-партийному поводу Ленин
поместил в № 12 Петербургской газеты «Новая Жизнь» в ноябре 1905 г. статью «Партийная организация и партийная литература», в которой останавливается на ана
лизе так называемой аполитичности «свободного искусства».
3) Зачтение (в связанных выдержках) указанной статьи Ленина, помещенной в I части VII тома «Собрания Сочинений Ленина» .
4) Почему были закрыты театры в неделю похорон Ленина. Потому, что наш театр в целом еще развлечение. Наше сознание, наша психика требовали в эти дни зак
рытия театров. Мы не представляли себе в эти дни зрителя театра. Декретное
распоряжение только выявило это. Условия капиталистического общества диктовали такой театр и он вынужден был быть тако
вым. Только в коммунистическом обществе он будет иным. Там он станет массовым действием социальных страстей, социальной трагедии, социального ритуала. Он будет не пассивно развлекать «частного собственникатеатрального билета, а активным организатором масс в дни радости и дни скорби.
Программа вечера может быть по согласованию с Культотделом Губпрофсовета дополнена исполнением соответственных лите
ратурных и музыкальных произведений.
Например, произведения написанные на смерть Ленина, или хотя и не относящиеся к ней непосредственно, но отражающие либо моменты скорби (похоронный марш Шопена, реквием Верди и др. ) либо суровую, бодрую уверенность и призыв к борьбе за проле
тарское дело. Заканчивается вечер общим исполнением Интернационала.
Из материалов о Ленине могут быть использованы:
1) Зиновьев. Ленин (только что выпущенная Госиздатом биография, 2) Каменев. История партии коммунистов в России
и В. И. Ленин, 3) Ко дню 50-летия со дня
рождения В. И. Ульянова (Ленина), 4) Крайний и Беспалов. Ленин, 5) Митро
фанов. Вождь деревенской бедноты-Ульянов- Ленин, 6) Моризэ. У Ленина и Троцкого, 7) Невский. Ульянов (Ленин), 8) 50-летие Вл. И Ульянова-Ленина, 9) Ленин-великий
вождь пролетарской революции, 10) Тотман. Т Ленин в подпольи.
И, конечно, обильный материал, появившийся в траурные дни, в Московских «Из
вестиях», «Правде» и других периодических органах.
Для доклада «Ленинизм и Искусство», 1) I ч. VII тома Сочинений Ленина (Госиздат) статья «Партийная организация и партийная литература», 2) Г. В. Плеханов
Искусство. Сборник статей. Изд. «Новая Москва», вступительная статья В. Фриче «Плеханов и научная эстетика» (эта статья помещена также и в № 5 журнала «Под знаменем марксизма за 1922 г.), 3) Н. Бухарин Теория исторического материализма (§ 38 над
стройки и их структура—об искусстве 4) Гаузенштейн. Искусство и общество. Изд. Новая Москва, первые три главы).
Президиум ЦК предлагает Вам срочно отчитаться в исполнении настоящего циркуляра.
Сводный отчет будет напечатан в «Вестнике Работников Искусств».
Председатель ЦК Ю. Славинский. Заведующий КО Эм. Бескин.
Секретарь Б. Коцын.