В граде некоем, десятки и десятки театров насчитывающем, благой задался целью Губрабис местный: клуб открыть работников искусств.
Сказан о—сделано.
Помещение отвоевать удалось обширное, с кубатурой многосаженною, да и в центре к тому-ж.
Вывеску, натурально, повесили случаю сему приличествующую, завклубом пригла
сили назначению своему соответствующего, плакатов изготовили подобающих, кампа
нию провели надлежащую: во исполнение циркулярного письма за номером таким то.
И т. д. и т. п. Библиотека некоторая при клубе сорганизовалась, кружки некоторые сформировались (по политграмоте и др.), экскурсию даже устроили пароходную. И, все же, не оказалось в наличии главного, самого главного, без чего клуб не клуб...
Правда, в здании «клурабисом» занимаемом узреть можно было членов союза, в библиотеке книжечку обменять желаю
щих... Правда, являлись в клуб и члены кружков на занятия кружковые... В шашки сразиться или в шахматы партию сыграть.
Но «атмосферы клубной»— увы - не было и никто не заглядывал туда «просто так», просто посидеть чтобы, да потолковать...
И это странным казалось тем более, что записались в клуб многие. А рабисники,— известно, — народ общежительный, компанейский...
Каким же образом, какими путями придти можно к намеченной нами цели? Как организовать клуб?
Первым делом найти надо помещение и отделать, оборудовать, обмеблировать как следует быть. Одних плакатов: «Просят не плевать», «Курить нельзя», «Чи
стота - лучшая красота» и т. п.,—одного этого недостаточно. Нужно, чтобы в клубу уютно было. Уютнее чем дома.
Кому не известно, в какой обстановке живет обычно работник искусств, этот вечный скиталец, Вечный Жид. Тем цен
нее в глазах его обставленный хорошо клуб. Уют этот, чистота и теплота дей
ствовать будут без сомнения «вовлекательно». И едва ли не очевидно, что не может расчитывать на высокую посещаемость клубное помещение, отталкивающее
вас сарайностью своей, сыростью, заплеванностью и заслякощенностью.
При клубе кухня должна быть обязательно (завтраки, обеды, ужины). От этого отмахиваться нельзя, ибо нельзя не учи
тывать бессемейность кочевых работников искусств, неимение прислуги и пр.
И, наконец, учесть необходимо еще одну особенность Рабиса, в силу которой клуб должен быть открыт до поздней ночи,
дабы театральный работник после театра мог подзакусить здесь и передохнуть маленько.
Возвратившись с спектакля—все равно
не уснуть сейчас после нервной работы. Да и поужинать надо. Ложится рабис
ник, —все равно, —поздно. Встает тоже не рано. Днем — репетиции. Вечером —спектакль. И клубы наши - поэтому— жить будут после 12 ч. ночи или не жить им вовсе.
Но уют плюс меню— этим не исчерпывается и даже не затрагивается содержа
ние клубной работы, это создает лишь
благоприятные внешние условия, внешнюю обстановку.
Касаясь методов вовлечения работников в клуб, указать следует, что клуб служить должен и целям развлечения. Следует при этом подчеркнуть, что, развлекая, вовлекаешь...
Кто, приступая к организации клуба,
с первых же шагов 99% внимания своего
М. П. Томский
Председатель ВЦСПС

(к 20 -летию его революционной деятельности). КЛУБ ЕСТЬ КЛУБ

***
агитацию за вхождение в кружки (по политграмоте и др ). Начинать же с этих последних при закладке клуба и видеть в них первооснову клубной работы в пе
риоде организационном, это значит начи
нать не с того конца, это значит губить в самом зародыше благое начинание и не иметь не малейшего представления о мас
совой работе по втягиванию политически отсталых элементов, это значит синечулочничеством страдать злокачественным, неизлечимым...
***
* * *
Нечто сходное с вышеописанным происходит, яичницу ежели приготовлять при полном отсутствии в хозяйстве продукта,
яйцами именуемого. Ибо яичница есть яичница.
И подобно сему клуб есть клуб.
Кому не ясно, тот уяснить себе непременно должен, что невозможно какие либо кружки при клубе вести, никакого клуба фактически не открыв. И каждый сообразить должен, что одними лишь кружками деятельность свою ограничивать никоим образом нельзя. Каждому должно быть понятно, что кружковая работа пой
дет много успешнее и охватит больше членов, если вести ее на клубном фундаменте, широко развернув сперва обще
клубную, некружковую, невоспитательную работу.
Уразуметь нужно, что перенос центра тяжести на перевоспитание, на кружки целесообразен и своевременен лишь при наличии всех остальных элементарнейших признаков клубной деятельности. Наступление этого момента характеризуется
прежде всего вовлечением союзных масс в клуб —не формальным путем регистрации, но реальным, когда член клуба про
водит тут свободные часы свои, чайком балуется, обедает здесь и ужинает, вместо того, чтобы в пивнушку направить стопы спои, в кабак, в кабарэ...
Клуб становится клубом с той минуты, когда у членов его посещение клуба в привычку начинает входить, когда в клубе,
а не у себя на дому, встречи с друзьями назначаются и когда, наконец, загляды
вают сюда не только по делу, но и безо всякого дела, от нечего делать. И тогда вот среди них, среди этих клубных завсегдатаев, не трудно успешную развить
Конечно по понедельникам двери клуба
должны быть открыты весь день.