вполне обеспеченным коммунистическим влиянием.
Но прежде чем Маркса изучать, по
литнеграмотность свою ликвидировать надо. Первее всего кружки по политграмоте нужны.
Так звено за звеном, единой цепью увязывается «святое» искусство с политграмотой.
Еще немного и густая сеть таких кружков при клубах наших образуется, если позаботимся мы о том, чтобы клубы эти не хирели, если помнить будем, что клуб есть клуб.
Б. КОЦЫН
Послесловие. «Клуб есть клуб» написан был под свежим впечатлением оживленных и ожесточенных прений, разгоревшихся месяца два назад на общем собрании в одном из клубов.
Выступление мое (в духе помещенной выше статьи) не по вкусу пришлось некоторым инакомыслящим товарищам. С усер
дием, достойным лучшей участи, ломились они в открытые двери, пытаясь доказать, что политграмота важнее танцулек. Дого
ворились до «тезиса», что членам Рабиса вообще развлечения не надобны. А один из многих, выступавших против меня ораторов, с видом торжествующего победи
теля восклицал: «Где он, этот товарищ, тот самый, который...»
Досталось мне здорово и за полунощничество: — за предложение, чтобы клубы после 12 ч. ночи у нас работали...
Изничтожен был основательнейше...
Статью мою набрали уже, когда председатель ВЦСПС, тов. М. Томский в Докладе своем на 6-м Съезде профсоюзов, коснувшись вопроса о клубной работе, отчитал по заслугам клубных начет чиков.
Технически неудобно было вносить цитаты в корректурные гранки уже набранной статьи и, поэтому, в настоящем послесло
вии мне казалось нелишним процитировать несколько более ярких отрывков из энергичной отповеди тов. Томского.
Вот они:
«Чем должен быть клуб: политшколой или местом развлечения? И тем, и другим.
Клуб должен удовлетворять все культурные и духовные запросы рабочих. Нелепо придумывать для клубов какие-то особые положении, инструкции, руководить ими путем циркуляров
Циркулярная система вообще вредна, но во сто крат вреднее она в области клубной работы. Нельзя преступно запихивать живой и растущий организм в железные рамки циркуляра.
Наша задача — изучить опыт клубного строительства, предоставить клубу побольше самодеятельности и осторожно исправлять ошибки и уклоны.
На вопрос как смотреть на клубные кружки, создаваемые едва ли не в прину
дительном порядке, тов. Томский в заключительном своем слове ответил так;
«Товарищи, если у вас есть такие лектора, которым нужно слушателей загонять в принудитель
ном порядке, то не ссорьтесь вы из-за этого с рабочими и членами союза и не загоняйте их принудительным порядком, а отведите такому лектору отдельную комнату и пускай он сам себе читает.
Ведь вто же дикий вопрос - как относиться к созданию принудительным порядком кружков. Кто же к вам в клубы пойдет при таких условиях! Разве я пошел бы к вам в клуб и записался бы в члены, несмотря на то, что я доволь
но сознательный рабочий, если бы я знал, что
вы меня назначите в драматический кружок, а я ничего не хочу изображать, или если бы я знал, что вы меня заставите заниматься астро
номией, а я по астрономии слаб, у меня голова от нее кружится.
Нельзя так подходить к вопросу. Разве можно при этом говорить о добровольности вступле
ния в клубы? Ни один здравомыслящий рабочий не пойдет к вам в клубы при таких условиях. Мне задают вопрос, как привлечь в клубы рабочих свыше 40 лет. Привлечь можно таким
образом, чтобы их ни к чему не принуждать. Не хочет ходить в кружок, пусть не ходит, не хочет заниматься музыкой, пусть не занимается. Предоставьте такому рабочему быть тем, чем он сам хочет, а не тем, чем вы хотите.
Члены клуба не являются объектами воздействия для правления клуба, они не являются объектами, над ко
торыми правление клуба может производить свои эксперименты.
Мы должны помнить, что клуб для рабочей массы, а не рабочая масса для клуба. Кто не может этого понять, тот ничего не может понять в культурно-просветительной работе.
Нельзя кабинетными планами воздействия на массы зажать этих членов клуба в какие-то удоб
ные вам рамки Не забывайте, что культурнопросветительная деятельность для поднятия ду
ховного уровня масс, а не наоборот-массы для культурной деятельности. Масса—это не прида
ток ваших культотделов и ваших клубов, а эти
культотделы и клубы существуют для того, чтобы поднимать культурный уровень масс и для того, чтобы давать им политическое воспитание.
Нужно изгнать из этой работы не только тень принудительности, но и тень надоедливости, тень тенденции. А то вы все ему даете - и театр с направлением, и кружки с направлением, и лекции с напра
влением-рабочему это надоедает, ему хочется получить чего-нибудь и без направления. Нельзя человеку всегда жить с тем направлением, которое угодно правлению вашего клуба.
Воспитание и пропаганда должны итти умело. Этот вопрос стоял перед нами и в старые годы. Хороших пропагандистов чрезвычайно мало. Нужно самому много учиться, чтобы воздейство
вать па массы, уметь их обработать и научить чему-нибудь Нужно уметь заинтересовать массы, нужно возбудить в массе вопросы, чтобы у нее возникли запросы и сомнения и чтобы она за разрешением этих сомнений приходила к вам, но нельзя дело ставить так, что вот—садись и слушай, а я тебя сейчас начну политграмотой обрабатывать. Так нельзя».
Что «так нельзя», об этом не следует забывать и руководителям наших клубов — клубов работников искусств.
Б. К.

Разве был-бы возможен тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и гре

ческого искусства, при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа.

Карл Маркс.

Механические мастерские Всеукраинского Фото-Кино Управления
(ВУФКУ) в Одессе.