ЖИВАЯ ГАЗЕТА

О живой газете, как о методе художественной работы в пролетарских клубах, говорят много и многие, но вряд-ли ктонибудь видел доподлинно живую газету. Как ни парадоксально будет звучать та
кое утверждение, но мы все же считаем,
что настоящей живой газеты у нас еще нет. В лучшем случае, то, что преподно
сится нам на сцене рабочего клуба под видом живой газеты, есть более или менее удачное политическое кабарэ.
Самое название живой газеты обязывает в двух отношениях: во-первых, мы ждем газеты, т. е. периодического органа печати, откликающегося на злобу дня, пропагандирующего ближайшие задачи, стоя
щие перед рабочим классом, во-вторых, мы требуем, чтобы этот орган печати говорил с нами на языке живых, художе
ственных и убедительных образов. Вряд-ли найдется такая живая газета в наших клу
бах, которая удовлетворяла бы этим двум основным требованиям.
Возьмем опыт московской «Синей Блузы». Перед нами типичная любительская
труппа молодежи, ставящая свои пьески в духе театра миниатюр и пытающаяся ухватить важнейшие политические события, насущнейшие вопросы нашей действи
тельности. Газетного в ней очень мало. С другой стороны, и художественная ценность «Синей Блузы» находится под боль
шим сомнением, а «Синяя Блуза» далеко не является худшей живой газетой в Москве и уж, во всяком случае, не хуже большинства провинциальных попыток.
Значит ли это, что живой газеты вообще не может быть? Мы полагаем, что такой вывод был бы скороспелым и не
состоятельным. Необходимо прежде всего уяснить себе, чем должна быть живая га
зета, а затем приступить к осуществлению ее всеми силами, находящимися в распоряжении союзной культ работы.
Живая газета должна быть прежде всего газетой, т. е. органом печати, выходящим периодически, причем один номер является продолжением предыдущего. Живая газета есть орган клуба или завода и поэтому, как и другой вид местной печати— стенная газета—она должна отражать в пер
вую очередь местные события, вопросы и интересы. Не зарекаясь от обще-поли
тических проблем, живая газета отводит им, однако, скромное место, ровно такое,
какое необходимо для всякого рабочего органа печати, но все свое внимание концентрирует на вопросах своего производ
ства, на работе низовых союзных ячеек, на вопросах рабочего быта. Как и всякая низовая рабочая газета, живая газета должна иметь кадр своих рабочих корреспондетов из среды членов клуба, которые делились бы с ней своими мыслями, сведенияими замыслами. Живая газета должна явиться результатом коллективной ра
боты всего клуба, всех его кружков и ячеек. Живая газета должна составляться и верстаться по принципу всякой прочей газеты, т. е. должна включать и передо
вую, и хронику, и фельетон, и телеграммы, и переписку с читателями, и все то, что мы считаем характерным для рабочей газеты—массового агитатора и организатора.
Конечно, при всем этом необходимо учесть трудности, стоящие на пути живой газеты, которая все свои материалы должна преподносить в художественно-оформленном виде. Нельзя требовать, чтобы живая газета давала особенно много мате
риала, много телеграмм и статей, но все же безусловно необходимо, чтобы каж
дый номер живой газеты не был простым спектаклем, однобоким или однообразным.
Газета—так газета,—от этого требования мы отказаться не можем.
От всякой другой газеты живая газета отличается именно тем, что она является живой, т. е. театрализованной, художе
ственной по выполнению. И на эту сторону дела необходимо, конечно, обратить сугу
бое внимание. Нельзя ставить вопрос так,
как это делают некоторые товарищи: «Как бы ни поставили — все хорошо, лишь бы была живая газета». Если отнять у живой
газеты момент художественного оформления, момент воздействия через искусство, то от нее ничего не останется.
Это требование подлинной художественности мы должны, однако, предъявлять с большой осторожностью, трезво учиты
вая возможности и опыт наших рабочих клубов. Мы не должны быть особо строгими судьями в отношении крупных
драматических коллективов, мы можем им простить многие дефекты, но при этом мы должны держать курс на художественно оправданную, художественно выдержанную живую газету.
Для многих рабочих клубов живая газета является, однако, не только одним
из способов оживления и улучшения профессиональной и политической пропаганды. Не довольствуясь этим, они провозгла
шают метод живой газеты единственным спасением от той любительщины, которая свила себе прочное гнездо в работе клуб
ных драмкружков. Мы имеем сведения, что некоторые клубы пошли даже на пол
ную ликвидацию драмкружков, заменив их живой газетой. По существу такой уклон понятен. Любительщина в драмкружках является в значительной мере следствием того, что кружок из месяца в месяц ста
вит громоздкие пьесы, а вся работа по подготовке этих пьес замыкает членов драм
кружка в скорлупу собственного малень
кого коллектива, отрывает их от общей клубной работы и прививает им нежела
тельный взгляд на задачи художественной работы клубов. Но тем не менее, этот уклон в сторону ликвидации драмкружков и замены их живыми газетами следует признать неправильным.
Живая газета по существу не есть еще искусство. Вернее, это особый вид рабо
ты, стоящей на границе между искусством и агитацией. Всякое подлинно художе
ственное произведение агитационно по своему существу, но отсюда нельзя же сделать вывод, что всякая агитация, облеченная в драматическую форму, есть ис
кусство. И конечно, живая газета да еще при нынешнем ее состоянии, ни в коей мере не может поглотить работу драматического кружка, в задачи которого входит популяризация искусства и пропаганда его в широких рабочих массах. Нужно еще раз и
1-й Окружной съезд Терского Всерабиса в Пятигорске.
Слева направо. Сидят: Сафаров, Соломолик, Моисеенко, Нашковский (председатель Сев.-Кав. Рабиса), Янин, Рубель, Ржецкая, Девени.
(2-й ряд). Стоят: Штейман, Кушлин, Волков, Гумберг, Тульский, Шаховцев, Полушкин, Адамова, Клюй, Жданов, Черкашин.
(3-й ряд). Стоят: Бодянский, Виленский, Меркин, Коротков, Беляев, Дорохов У ног— Жадан.