В ЧЕМ

КОРЕНЬ ЗЛА?

Нинель Сергеевна Чистова,

над которой Одесский Губрабис принял моральное
шефство.
Жизненность касс взаимопомощи и необходимость их для работников искусств вне спора, в особенности, если вспомнить о таких обстоятельствах, как «междусезонье», т.-е. перерыв в работе после окончания одного сезона и начала другого или напр., экстренные расходы у оркестрантов при починке инструмента или покупке, «гардеробный» вопрос у актеров, «книж
ный» у кружководов. А частые переезды большинства работников искусств разве не связаны с обременяющими бюджет рас
ходами? Все это говорит за то, что идея кассы взаимопомощи должна была внедриться в сознание работников искусств и среди них не членов кассы не должно бы вообще быть.
Между тем, статистика членства работников искусств в кассах по нашему союзу говорит нам совершенно обратное.
Работников искусств состоящих членами касс взаимопомощи всего 38%.
Невольно напрашивается вопрос: где же корень зла? Почему так досадно мало ра
ботников искусств состоит членами касс взаимопомощи? В чем дело?
Дело в неправильном и неумелом, ошибочном подходе к вопросу о кассах.
В чем же эти ошибки?
В ответ на это я постараюсь указать на ряд ошибок, допущенных местными организациями в данном вопросе.
Первая из них—это чрезмерная «опекакасс взаимопомощи со стороны Правлений Союзов, доходящая до расходования кассовых сумм на союзные цели. В резуль
тате участник кассы, платящий в течение примерно, полугода аккуратнейшим обра
зом %% отчисления, обращаясь за по
мощью, получает отказ за «неимением средств».
После таких случаев, естественно, отпадает всякая охота продолжать свое член
ство в кассе и член союза становится нередко злейшим врагом взаимопомощи.
Конечно, Правления союза должны руководить работой бюро кассы—этого ни
кто не отрицает—но это «руководство
отнюдь не должно выливаться в такие уродливые формы, как исполнение функций по выдаче ссуд, а тем более заимствование сумм кассы на союзные цели, хотя бы и «заимообразно».

Бюро, избранное на общем собрании участников кассы, должно работать автономно и возможно чаще отчитываться пе

ред членами кассы в своей работе, ибо последние должны знать куда и как израс
ходованы средства. И самым правильным методом отчетности Бюро было бы кроме
докладов на общих собраниях— вывешивание на предприятиях ежемесячных финансовых отчетов.
Не менее вредным уклоном в работе является волокита, создающаяся при получении ссуды. Участник кассы для того,
чтобы получить ссуду, обращается в местком за поручительством. Местком решает, можно ли ручаться за данного товарища или нельзя. Нередки случаи, когда мест
ком отказывает в таком поручительстве и участник кассы, аккуратно платящий взно

Из альбома „Новая Россия в искусстве“.

«Завод».
Павлов.
сы, лишен возможности получить необходимую ссуду. Это, конечно, в корне не
правильно. Ссуда должна выдаваться без
всяких поручителей, простым решением бюро кассы. В исключительных случаях,
при встречающихся сомнениях В отношении того или иного заявления, запраши
вается заключение уполномоченного кассы на предприятии.
Чрезвычайно важен момент скорейшей выдачи ссуд. Между тем, бюро кассы заседает раз в неделю, а чаще всего по ме
ре накопления достаточного количества заявлений и товарищ, нуждающийся в немед
ленной помощи, вынужден подолгу ждать заседания бюро кассы, терпя финансовые
затруднения. Такие факты конечно не могут способствовать привлечению новых членов в кассу. Аппарат кассы должен быть гибким, заявления необходимо раз
сматривать в 2—3 дня, а в экстренных случаях в тот же день.
Надо иметь в виду, далее, что чрезмерно большой размер отчислений, обреме
няя бюджет работников искусств, нередко служит причиной к невступлению в чи
сло членов кассы. Это необходимо учесть при установлений %% отчислений.
Трудно, конечно, делать определенные указания о размере % отчислений, так как многое зависит от местных условий и от финансовой мощности кассы, но кассам, располагающим достаточными обо
ротными средствами, необходимо держать
курс на установление 1/2% отчислений, а менее благополучный в финансовом отношении 1—1 1/2 %.
Само собой понятно, что в короткой журнальной статье всех уклонов не перечислить. Участники касс сами должны
проявить активность и проверить все ли благополучно у них, на месте ли избранные в бюро товарищи, правильно ли рас
ходуются средства, равномерно ли распределяются ссуды, не велик ли размер отчислений и т. д.
С устранением всех этих недостатков все члены Всерабиса станут активными участниками касс, ибо лучшим агитатором за вступление в кассы взаимопомощи яв
ляется правильная и здоровая постановка их работы.

НИК. ВЕСЕНЬЕВ.