ТРИ ДАТЫ

8 МАРТА 12 МАРТА 18 МАРТА

На время с № 3 нашего журнала по выход № 4 падают три даты революционного
календаря—международный день работниц (8 марта), свержение самодержавия (12 марта) и день парижской коммуны (18 марта).
***
Наряду с общеклассовым значением дня работниц он для нас, для нашего союза приобретает еще и особое значение. Кому не известно, какое положение занимала и занимает и посейчас женщина - представительница художественного труда (и в част
ности актриса) в капиталистическом обществе. Ниже, в одной из статей, читатели найдут в выдержках из Анатоля Франса жуткое по силе упоминание о том, как Наполеон выгнал голой из дворца знаме
нитую актрису Жорж и как часовой взял пред ней на-караул. Здесь и весь ужас положения женщины-актрисы, и не меньший ужас того самодержавного режима, когда „безмолвствующий народ“ вынужден был салютовать даже императорскому плевку. Одно с другим тесно связано, одно другое определяет и направляет. Можно немало привести и „отечественных“ примеров из жизни русских „псиш“, примеров, не усту
пающих по своей выразительности «просвещенной» Франции.
Теперь это для нас уже „история“.
Теперь, после Октября, работница искусств нога в ногу со всеми организованными в профсоюзы работницами борется уже за другое—за раскрепощение женщины от остатков прежних бытовых связей, цепей так называемого „домашнего хозяйства“.
„Женщина — говорит Ленин—продолжает оставаться домашней рабыней, не смотря на все освободительные законы, ибо ее давит душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая ее к кухне и детской, расхищая ее труд работою до дикости непроизводительной, мелочной, изнервливающей, отупляющей, забиваю

щей». Надо твердо помнить, что—„на

стоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм начнется только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим государ
ственной властью пролетариатом) против
этого мелкого домашнего хозяйства, или вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство“ (Ленин).
Какова-же должна быть по профсоюзной линии массовая и организованная борьба
за это в настоящий момент, в объективных условиях сегодняшнего дня? Прежде всего,
на первом плане здесь конечно, поднятие политического, общественного самосознания работниц искусств. Мы не мо
жем сказать, что тут у нас все обстоит благополучно. Целый ряд причин,
доставшихся нашему союзу в тяжелое наследие от тяжелого прошлого, служили и еще служат тем препятствием, преодолеть которое можно только длительным процессом культурно-просветительного воспи
тания. Правда перелом, крупный, опреде
ленный перелом налицо. Все больше и больше женщин втянуто в профсоюзную работу. У нас уже не редкость на местах союзы, возглавляемые женщинами, ве
дущими эту работу вполне успешно. Целый ряд ответственных постов, секретарей союзов, заведующих отделами, в руках женщин. Но этого мало, на этом нельзя успокоиться. Надо во всю, с неослабной энергией развивать и углублять работу полит- и проф-просвещения среди женщин.
Сравнительно отстала у нас актриса, крепче других связанная „проклятым наследством“ прошлого. Надо ее втянуть во что-бы то ни стало, надо вести среди нее массовую работу, продвигая рядовую работ
ницу на низовые профъячейки на предприятиях, поднимая ее активность и самодеятельность. В то время, как другим союзам приходится вести кампанию за внедрение женщины в производ
ство, у нас это уже дано. У нас женщина равноправный член производства. Тем
легче, если к этому подойти умело, на основах живых интересов производства и связанного с ним быта, ввести женщину и в круг организованной профсоюзной за
щиты этих интересов, увязывая неразрывно эту работу в один узел с классовым политпросвещением.
***
Вторая дата—февральская революция, свержение самодержавия (12 марта). Фев
ральская революция явилась прологом,
ступенью к Октябрю. Предвестницей революции пролетарской. В 1917 году было довершено то, что в 1905 году получило только отсрочку. Полоса самодержавной, императорской России была ликвидирова